Бесплатно

С нами Бог!

16+

11:28

Пятница, 13 дек. 2024

Легитимист - Монархический взгляд на события. Сайт ведёт историю с 2005 года

Сокрушимая "дружба народов". Чеченский погром 1951 года в Казахстане

04.09.2024 10:46

Семьдесят лет было принято считать, что Советский Союз демонстрировал всему миру удивительный феномен: братскую дружбу не десятков, а нескольких сотен народов и народностей, входивших в состав государства.

 Но ни для кого не является секретом, что декларируемая "дружба" была обычной идеологической мантрой, увековеченной в гимне страны и вбиваемой в сознание человека газетными передовицами. И как только СССР вступил в свою последнюю эпоху, межэтнические конфликты ярким пламенем огненных цветков стали распускаться на его окраинах. Сумгаит, Фергана, Новый Узень, Сухуми, Душанбе, Ош — каждый из этих городов стал источником сводок о тревожных событиях, когда люди разных национальностей выходили на улицы друг против друга.

 Принято считать, что национальные конфликты СССР — это удел конца 80-х и начала 90-х годов. Однако столкновения происходили и раньше. Просто известность они получили лишь в новое время, когда стало можно писать и говорить обо всем. О киевском еврейском погроме, в том числе. Он произошел в украинской столице в сентябре 1945 года, и рассказ о нем открывает цикл статей о межэтнических конфликтах в Советском Союзе. О тех событиях, которые хоть и не напрямую, но повлияли на распад некогда великой страны.

 

***

Об этом событии практически нет документальных свидетельств. Советские архивы органов внутренних дел в Восточно-Казахстанской области либо вывезены, либо утрачены. В КНБ (Комитет национальной безопасности) Казахстана сохранились отдельные разрозненные документы — донесения по поводу участников смуты. Так что историю, которая развернулась весной 1951 года в двух городах — Усть-Каменогорске и Лениногорске (сегодняшний Риддер), помогли восстановить лишь воспоминания очевидцев. Но и они сильно отличаются деталями.

 

Предыстория

 

Депортация чеченского народа в 1944 году не раскидала этнос по просторам Советского Союза. Самое массовое в истории страны выселение происходило не абы куда, а в специально обозначенные властью места — северо-восточный Казахстан и северные районы Киргизии. Вайнахи жили там небольшими группами, образуя поселки, которые местные бесхитростно называли чечен-городки. С работой было туго, поэтому большинство переселенцев работали на самом тяжелом производстве — добыче полезных ископаемых.

Особенно ценились рабочие руки на Рудном Алтае. Так называли юго-западный пониженный участок Алтайских гор, где геологи нашли залежи полиметаллических руд. Административно он находился в Восточно-Казахстанской области, и туда в конце 40-х годов потянулись поезда с вербованными работниками. Как правило, это был, как тогда писали, деклассированный элемент, а говоря понятным языком — освободившиеся из мест заключения. По амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией много уголовников возвращалось из восточной части СССР. В Новосибирске на вокзале действовали специальные вербовщики, которые набирали зэков и направляли их на стройки — в основном на восточно-казахстанские рудники. Туда, где уже работали депортированные чеченцы.

Это что касается диспозиции. А сам конфликт развернулся весной 1951 года, и что интересно — почти одновременно в двух городах — областном центре Усть-Каменогорске и районном городке Лениногорске (70 км севернее). Причины очевидцы называют разные. Сложно сказать, насколько они соответствуют действительности. Так, поводом для начала погрома в Усть-Каменогорске стало убийство чеченцами малолетней дочери вдовы фронтовика Паршукова.

 

"Тогда многие потонули"

 

Произошло это в начале апреля 1951 года. Оставим за рамками правдоподобность повода (убийство маленькой девочки — зачем?) и остановимся на последующих событиях. А случился самый настоящий погром, когда вербованные, жившие в палатках на правом берегу реки Ульбы, объединились в толпу и пошли громить чечен-городок. На улицах завязалась свирепая драка, были жертвы, в том числе и убитые. Чеченцы пытались дать отпор, но сил им явно не хватало. Вдобавок сопротивление кавказцев еще больше раззадорило вербованных из числа зэков, и они отправились громить уже непосредственно дома чеченцев. Те принялись бежать в сторону реки, но выход на мост оказался заблокирован. Поэтому кавказцы (преимущественно женщины, старики и дети) пытались перебраться на ту сторону по непрочному весеннему льду.

"Это случилось 10 апреля, — называет точную дату устькаменогорец Анатолий Малюгин, которому в ту пору исполнилось 13 лет. — Было очень тепло, и река вот-вот могла вскрыться. Чуть ступишь на лед – проваливается. Мы с ребятами сначала бежали рядом с толпой, а потом чеченцев стали теснить в воду. Кто посильнее, на другой берег выбирались, а слабых подхватывало течением и уносило. Тогда многие потонули".

Надо отдать должное — власти спохватились быстро. В городе стоял корпус генерала Москина, который строил железную дорогу до Зыряновска. К нему первым делом и обратились за помощью. Однако солдаты с оружием в руках произвели обратный эффект. Вербованные, увидев их, закричали: "Ура! К нам помощь идет" и снова кинулись в чечен-городок. Остановили их выстрелы поверх голов.

Смута в Усть-Каменогорске была подавлена в тот же день, чего не скажешь про Лениногорск, где события разворачивались по более жестокому сценарию.

 

Бойня в Риддере

 

Город по старинке все называли Риддером (он и сейчас носит это имя). В ту пору там поселилась крупная чеченская диаспора и одновременно съехалось несколько сот вербованных. И те и другие вместе работали на стройках и рудниках. Стычек и крупных драк не было, разве что возникали отдельные конфликты на бытовой почве.

Но 11 апреля (на следующий день после подавления смуты в Усть-Каменогорске) во время совместной пьянки случилась крупная драка, в которой горняк из числа вербованных забил металлическим прутом кавказца. Об этом мгновенно стало известно в местном чечен-городке, где собралась возбужденная толпа. Очевидцы рассказывали, что чеченцы шли по городу и избивали всех русских мужчин, которых встречали на своем пути. Для вербованных это оказалось сигналом — тут же нашлись те, кто сколотил большой отряд, который с арматурой и камнями в руках двинулся в чеченский поселок.

Власть то ли не придала значения, то ли ряды милиции просто смяли. Но на улицах поселка развернулось настоящее побоище — по некоторым данным погибло около 40 чеченцев. Их семьи бросали дома и вещи и бежали за город в голое поле. Органы власти стали действовать решительно только на третий день, когда чеченцев в городе практически не осталось. В Риддер ввели войска, и под прикрытием вооруженных солдат милиция начала аресты.

Бывшие зэки, пытаясь скрыться, садились на поезда и уезжали из города. Но на промежуточных станциях их поджидала милиция, которая снимала с состава и всех без разбора отправляла по изоляторам. Эти же милиционеры и солдаты высаживали из вагонов и чеченцев, которые ехали в Риддер из Зыряновска и Усть-Каменогорска на помощь землякам. Не сделай этого, жертв побоища могло быть куда больше.

 

Наказание и выводы

 

А потом был суд, который проходил в актовом зале свинцово-цинкового комбината в Усть-Каменогорске. На него даже продавали билеты, но только среди партийных работников. Заседание вел Лев Смирнов, бывший заместителем обвинителя от СССР на Нюрнбергском и Токийском процессах. На скамье подсудимых оказалось чуть больше пятидесяти человек. Сорок девять из них получили различные сроки по статье 59–2 Уголовного кодекса (массовые беспорядки, сопровождающиеся погромами, убийствами, поджогами и другими подобными действиями). По ней существовало наказание вплоть до расстрела (за вооруженное сопротивление власти).

Применили или нет эту меру к обвиняемым, неизвестно. Зато партийные руководители нагоняй получили по полной. Кого сняли, кого выгнали из партии, а многим объявили строгие выговоры за нерешительность действий (особенно в Лениногорске). Что же касается самого бунта, то он так и остался единственной серьезной смутой того периода в Восточном Казахстане. Некоторые исследователи замечают, что чеченские погромы 1951 года отчасти стали причиной того, что вайнахам в 1957-м разрешили вернуться на родину. Однако учитывая политическое положение (в 1951 году Сталин был еще жив) и большую разницу во времени, к данным утверждениям не стоит относиться серьезно.

Эта история имела свое продолжение, хотя то, что случилось в Грозном в 1958 году, напрямую не связано с погромами в Казахстане. "Русский бунт" в столице Чечено-Ингушской АССР и будет темой следующей части цикла о межэтнических конфликтах в СССР.

 konst

Источник Версия для печати