Алексей Алексеевич был сыном полковника Сибирского казачьего войска Алексея Георгиевича Грызова (настоящая фамилия поэта, псевдоним Ачаир был взят в честь родной станицы казачьей Ачаирской, которую он воспел в эмигрантских стихах).
Алексей Алексеевич родился 5-го сентября 1896-го года. Как и многие сибирские мальчишки, Алексей Ачаир учился в Омском кадетском корпусе, который окончил 1914-м году. Однако по военной стезе он пошел не сразу. Вместо военного училища поступил на инженерное отделение Московского сельскохозяйственного института, где проучился до 1917-го года. Захват власти большевиками заставил молодого казака вернуться домой и вступить в мае 1918-го года рядовым в состав легендарного партизанского отряда войскового старшины Ивана Николаевича Красильникова. Партизаны обожали своего командира и называли его атаманом, а сам будущий генерал быстро прославился на всю Сибирь.
Алексей Ачаир сражался в должности пулеметчика. Он принимал участие в освобождении Сибири от большевиков, событиях в Омске и последующих боях уже Колчаковской армии. Бог хранил молодого казака от смерти, поэтому он благополучно оправился от контузии и без последствий переболел тифом. Великий Сибирский Ледяной поход он встретил в чине старшего урядника и, не смотря на обморожение ступни, смог вынести из окружения знамя 1-й Сибирской казачьей дивизии. При этом ему пришлось несколько дней блуждать по тайге в полном одиночестве и в отчаянии есть гнилую рыбу. Однако Алексей Алексеевич смог дойти до своих и за спасение знамени получил Георгиевский крест 4-й степени.
Оказавшись в Забайкалье, Ачаир получил чин вахмистра и продолжил сражаться, теперь уже в составе Дальневосточной армии атамана Семенова. Он остался верен Григорию Михайловичу даже после оставления Забайкалья и вплоть до отставки по состоянию здоровья оставался в составе Гродековской казачьей группы. В феврале 1922-го года Алексей Алексеевич был комиссован и затем перебрался во Владивосток, где наконец-то отдался творчеству. Вплоть до исхода он редактировал местную газету «Последние известия», а затем обосновался в Харбине, где стал одним из лидеров русской молодежи.
На чужбине имя Алексея Ачаира было известно далеко за пределами Харбина. Он занимался издательством брошюр и стихов, а также объединял вокруг себя молодежь и направлял ее в правильное русло. Самым успешным стал молодежный проект "Молодая Чураевка", который грамотно дополнял газету "Чураевка", ставшую вскоре целым литературным объединением. При этом одним из соратников Ачаира являлся Арсений Иванович Несмелов. Русская жизнь в Харбине продолжалась вплоть до прихода советской армии, который ознаменовал конец для русской общины. Сразу начались массовые аресты, в том числе 23-го августа 1945-го года был арестован и затем замучен Арсений Несмелов. Среди жертв СМЕРШа оказался уже постаревший Алексей Ачаир, которого похитили и бросили в ГУЛАГ. В течении 10 лет Алексей Алексеевич находился в Воркутинском лагере, где оставил последнее здоровье, а затем еще три года провел в ссылке в Красноярском крае.
После освобождения Ачаир поселился в Новосибирске, где трудился учителем пения в школе № 29. Поэт не падал духом и старался помогать окружающим. Для этого он организовал детский хор и клуб эстетического воспитания. Возможно, некоторые его подопечные живы до сих пор и поминают своего воспитателя добрыми словами, ведь для них он был словно посланец из другого мира. К сожалению, жизнь Алексея Алексеевича оборвалась в возрасте 64-х лет. Это произошло 16-го декабря 1960-го года. Его похоронили на местном кладбище, куда ныне регулярно приходят омские кадеты, жители и гости города. Память о великом сыне Сибири жива и будет жить вечно, в том числе благодаря мемориальной доске, которая установлена на школе, где он работал.
***
С 1923 года Алексей Алексеевич был секретарем Христианского союза молодых людей (ХСМЛ) в Харбине, его перу принадлежит текст Гимна этой организации:
Смыкайтесь в круг. Плечо к плечу.
Кто юн, кто стар годами.
Кто из дворцов, кто из лачуг –
Все равны перед нами.
Христос наш вождь, Его следы –
Наш путь, ведущий к Богу.
К заре, к заре; из темноты –
Мы вышли в путь-дорогу.
Над нами крест, и крест в груди,
И наша грудь из стали.
И близко счастье впереди,
Что долго так искали...
Из разных мест Страны Родной
Сошлись мы на чужбине...
Но той же русской глубиной
Сияет купол синий...
Москва... Урал... Кавказ и Дон,
Сибирь и Украина...
Со всех концов, со всех сторон
Сошлись мы воедино.
С творчеством А.А. Ачаира можно ознакомиться ЗДЕСЬ
Читайте также: Забияко А.А. Тропа судьбы Алексея Ачаира. Научное издание. Благовещенск: Изд-во Амурского государственного университета, 2007 – 250 с.




