Бесплатно

С нами Бог!

16+

01:24

Вторник, 21 янв. 2025

Легитимист - Монархический взгляд на события. Сайт ведёт историю с 2005 года

Михаил Смолин. Другой 1812 год: слава выше смерти и "отступления не будет"

17.01.2025 23:40

13 января русские войска под командой генерала Котляревского взяли крепость Ленкорань

В нашем сознании 1812 год прочно ассоциируется с нашествием Наполеона. Ну, конечно, только у тех, кто хоть чем-нибудь интересуется в наше безыдейное время.

Герои 1812 года, славные русские воины, их лица художественно увековечены в портретах, висящих «у русского царя в чертогах» Зимнего дворца. Но персидские пули в 1812 году жалили русских воинов нисколько не слабее французских.

Параллельно с войной против объединённой Наполеоном большей части Европы на Кавказе шла многолетняя русско-персидская война (1804–1813). Война разразилась сразу после присоединения разных грузинских царств к Российской Империи. Русские войска взяли Гянджу, покорили Баку. Затем было короткое перемирие. И далее военные действия развернулись с новой силой. Русское командование не могло держать в Закавказье многочисленные войска. Они нужны были на других театрах военных действий: западном и турецком. Против персов отчаянно сражалась горстка русских героев, но и среди них были люди абсолютно былинной мужественности.

И первым среди них был генерал Пётр Степанович Котляревский (1782–1851). Это был настоящий «бог войны», чудесным образом избранный на это служение из духовного звания. Однажды генерал И.П. Лазарев (тот самый которого подло кинжалом убила грузинская царица Мария в 1803 году), проезжавший через село Ольховатку в Харьковской губернии, где служил священником отец Котляревского, был вынужден из-за зимней непогоды остановиться у них в доме. Лазарев уговорил отца отдать сына в военную службу, и отрок Пётр Котляревский уехал на Кавказ.
В 14 лет он уже участвовал во взятии Дербента, в Персидском походе 1796 года. Первый свой офицерский чин Котляревский получил только после 6 лет службы сержантом, в 1799 году.

Далее герой быстро рос в чинах, боевые эпизоды на Кавказском военном театре шли один за другим, почти беспрерывно. Был не единожды ранен.

В 1810 году, по сути, он совершил военное чудо, в которое трудно поверить. Его батальон (500 штыков) в стратегически важном селе Мерги специально остался дожидаться десятитысячный персидский корпус, направляемый советниками – английскими офицерами. Внезапной ночной атакой егеря Котляревского перекололи штыками всех персов.
Далее, воюя уже против турок, он взял крепость Ахалкалаки, пробравшись к ней горными тропами по пояс в снегу со своими героями-гренадерами. Затем Котляревский покорил русскому оружию всю Ахалкалакскую область, за что получил в 29 лет звание генерала…

Начался 1812 год, славный не только победами над французами. Наполеон уже был в Москве, когда генерал Котляревский и две тысячи сто двадцать русских бойцов атаковали 30 тысяч персов при Асландузе, разбили их и уже ночью докололи в неожиданной ночной штыковой атаке. С русской стороны погибло 127 человек, персов было убито до 9000.
В персидских руках оставалась ключевая крепость Ленкорань, с 4000 отборных войск, поклявшихся умереть, но не сдаться. У Котляревского оставалось меньше двух тысяч, но 31 декабря 1812 года крепость была взята, и русские штыки не оставили из осаждённых никого в живых. Перед штурмом генерал Котляревский отдал своим войскам приказ, который могли выполнить только равные суворовским чудо-богатырям: «Считаю нужным предварить всех офицеров и солдат, что отступления не будет. Нам должно взять крепость или всем умереть, зачем мы сюда присланы. Я предлагал два раза неприятелю о сдаче крепости, но он упорствует; так докажем же ему, храбрые солдаты, что силе штыка Русского ничто противиться не может: не такие крепости брали Русские и не у таких неприятелей, как персияне, а сии против тех ничего не значат».

И далее в приказе шли прагматические, чёткие указания, как каждому необходимо действовать при штурме. Штурм стоил дорого и русской стороне: почти половина отряда были либо убиты, либо ранены.
После взятия Ленкорани Персия перестала сопротивляться и заключила Гюлистанский мир на русских условиях…

Сам генерал при штурме был трижды ранен, в том числе и в голову. Он потерял правый глаз, челюсть была раздроблена, лицо повреждено, из головы торчали раздробленные кости черепа. Солдаты несли тело почти бездыханного командира 300 верст по горам домой.
Врач, оперировавший его, извлёк 40 черепных осколков, но сохранил ему жизнь. В знак уважения благородный генерал выплачивал этому врачу всю жизнь часть денег из своей пенсии.

Героическая военная карьера закончилась в 31 год. Дальнейшая его жизнь потребовала, быть может, ещё большего мужества. Почти сорок лет генерал от инфантерии Котляревский по-христиански переносил невыносимые, мучительные боли от многочисленных ран.
И о своей деятельности на Кавказе в 1812 году он со знанием дела говорил, что кровь русская, пролитая в Азии… не менее драгоценна, чем пролитая в Европе…, а пули галлов и персов причиняют одинаковые страдания.
Его вторая половина жизни, полная безмолвных страданий, по словам одного военного историка, «делает его терновый венец прекраснее лаврового венка». Абсолютная правда, заставляющая восхищаться настоящим христианином и настоящим русским воином.

Читайте также: «Забытый «Суворов Кавказа» – генерал Пётр Котляревский»: сражения, ранения, подвиги и невероятные свершения | Культурный код | Дзен

Версия для печати