Не следует думать, что простые люди становились лишь случайными жертвами, которым «не повезло» оказаться рядом с сановниками. Очень часто от рук террористов погибали рабочие и крестьяне, если их политические взгляды были антиреволюционными и монархическими.
***
В Прогонном переулке за Невской заставой существовала чайная «Тверь», где собирались рабочие-монархисты, главным образом с Невского судостроительного завода. Большинство из них были членами Союза Русского Народа. 27 января 1906 года террористы взорвали чайную, когда в ней проходило собрание рабочих. При этом погибли 40-летний Василий Никифорович Королев и 18-летний Алексей Васильевич Барабанов. Еще одиннадцать человек были ранены: Николай Филиппов 24 лет, Василий Смирнов 23 лет, Кузьма Петров 19 лет, Осип Половков 21 года, Александр Белоухов 18 лет, Прокопий Харитонов 18 лет, Марк Пастов 33 лет, Иван Комаров 27 лет, Михаил Иринеев 29 лет, Алексей Поляков 29 лет и Василий Петров 27 лет.
Это нападение не было делом рук эсеров. Теракт был осуществлен по поручению Петербургского комитета РСДРП. Годом раньше В.И. Ленин писал в статье «Задачи отрядов революционной армии»: «Отряды революционной армии должны тотчас же изучить, кто, где и как составляет черные сотни, а затем не ограничиваться одной проповедью (это полезно, но этого одного мало), а выступать и вооруженной силой, избивая черносотенцев, убивая их, взрывая их штаб-квартиры и т.д. и т.д.».
Один из руководителей и редактор газеты СРН «Русское знамя» юрист П.Ф. Булацель отмечал, что 27 января «останется памятен в истории русского государства. До сих пор шайка негодяев, науськивавшая из-за угла убийц против министров, честно служивших Царю и Родине, уверяла, что революционеры ведут борьбу только против правительства. Теперь ясно, что война объявлена всему русскому народу. Русская кровь пролилась. Вызов русскому народу брошен... Видно силен Союз русского народа, если революционеры уже начали бросать бомбы в чайные заведения».
Призыв Ульянова-Ленина был услышан, и по России прокатилась волна жестоких расправ с активистами СРН и других монархических организаций. Приведем еще один краткий и неполный список жертв «народолюбцев».
20 апреля 1906 года в Иркутске убит инициатор открытия отдела Русского собрания (РС) преподаватель церковно-учительской семинарии В. А. Тронин.
26 апреля того же года в Петербурге на Невском судостроительном заводе в перестрелке с революционерами погибли руководители заводского отдела Союза Русского Народа, мастера котельного отделения В.М. Снесарев и Лавров, позже были убиты еще четверо рабочих-патриотов.
27 июля того же года в Ростове убит активист СРН, мастер железнодорожных мастерских И.И. Башков.
28 марта 1907 года в Клинцах в собственной квартире убит отставной фельдфебель, товарищ председателя отдела СРН М.М. Рыжков.
8 апреля того же года в Златоусте боевиками РСДРП убит председатель отдела Союза Русского Народа А.Е. Аникеев. 15 мая та же участь постигла сменившего его на посту купца С.А. Ветковского.
4 июня того же года в местечке Вержиево, Нежинского уезда, Черниговской губ. погиб основатель местного подотдела СРН волостной старшина П.И. Дудченко.
В июле того же года в Москве на Богородско-Глуховской мануфактуре революционеры замуровали в котел рабочего-монархиста и сварили заживо.
23 октября того же года убит председатель Верхне-Белозерского подотдела СРН крестьянин И.А. Шило.
17 ноября того же года в Одессе погиб активист СРН, железнодорожный рабочий Е. А. Лопаткин. В том же месяце в г. Уфе убит активный монархист, столяр железнодорожных мастерских Д. Г. Попов, переживший до того три покушения боевиков.
21 января 1908 года в Тифлисе убили ученика Тифлисского железнодорожного училища, организатора Кружка молодежи при Патриотическом обществе 18-летнего М. Сергеева.
15 февраля того же года в Одессе погиб активист СРН, рабочий С.М. Бончаковский.
8 сентября 1909 года в Томске убит товарищ председателя отдела СРН, заведующий Томской церковно-учительской семинарией иеромонах Игнатий (Дверницкий).
4 июня того же года в Красноуфимске погиб член СРН, маляр Г. Д. Данилов.
Неоднократно жертвами революционеров становились представители духовенства. Например, архимандрит Симеон (Холмогоров), бывший в 1905 году инспектором Тамбовской семинарии, остался полностью парализованным после покушения террористов. Один из студентов стрелял в ректора семинарии, архимандрита Феодора (Поздеевского), будущего священномученика. О. Симеон успел заслонить его собой, и пуля попала ему в поясной позвонок. Парализованный архимандрит много лет жил в келье московского Даниловского монастыря, а в 1934 году был арестован и умер в тюрьме.
Как отвечало правительство на невиданный разгул террора? Еще раз вспомним количество жертв революционного террора: свыше 9000 в период 1905-1907 гг., 16800 за десятилетие 1901-1911 гг. Беспристрастная статистика свидетельствует, что в пиковые годы террора, 1905-1907 гг., в России было казнено 1293 человека.
Смертная казнь в Российской Империи была, как известно, упразднена еще Государыней Елизаветой Петровной. В годы правления Екатерины Великой она применялась дважды - к заговорщику Мировичу и бунтовщику Пугачеву. Затем впервые принужден ее был применить Николай Первый - к пяти декабристам, государственным преступникам, взбунтовавшим солдат, убившим нескольких офицеров и умышлявшим истребить Царскую Семью с детьми включительно. При последующих Государях, в период с 1855 по 1905 годы было казнено 889 человек. То есть за полвека «тиранический» режим казнил в 10 раз меньше преступников, чем террористы убили и изувечили людей за два года своей борьбы «за народное счастье».
Из книги Елены Семеновой "Хроника Антирусского века"




