Август 1991 г. – путч ГКЧП.
Август 1992 г. – авиакатастрофа в Иваново.
Август 1998 г. – дефолт.
Август 1999 г. – теракты в Москве, нападение боевиков на Дагестан.
Август 2000 г. – затонула подлодка «Курск».
Август 2004 г. – теракты на самолётах и в Москве.
Август 2006 г. – события в Кондопоге.
Август 2007 г. – взрыв под поездом «Невский экспресс».
Август 2008 г. – война в Южной Осетии, начало экономического кризиса в России.
Август 2009 г., который ещё не закончился, уже добавил к этому списку аварию на Саяно-Шушенской ГЭС, последствия которой пока трудно спрогнозировать, а также столкновение самолётов «Русских витязей» в небе над Жуковским.
Последний месяц лета – особое время. С одной стороны – пора отпусков: последняя возможность для женатых и имеющих детей провести семейный отдых, пока дети не отданы в руки системы образования. С другой стороны – период сбора урожая, что немаловажно для страны, где миллионы людей занимаются приусадебным хозяйством. Затишье: даже то социальное напряжение, которое созревает за весну, спадает – людям не до политики. Удобное время и для террористов (1999, 2004, 2007), чтобы добиться наибольшего эффекта на пустом информационном фоне, и для политиков, чтобы принять непопулярные меры, не опасаясь активных общественных протестов (1991, 1998).
В этом году в августе ожидали очередную девальвацию рубля и информационный фон поначалу подтверждал эти предположения (впрочем, до окончания месяца ещё две недели – всякое может случиться), но случились техногенные катастрофы.
Генералы учатся воевать не на учениях, а на компьютерных играх. Лётчики набираются мастерства не за штурвалом в небе, а за тренажёрами. Как вы думаете, это два предложения из фантастического романа или описание жизненной ситуации?
Казалось, «Русские витязи» - это честь и гордость нашей авиации, недаром, в 2006 г. расположение «Русских витязей» посещала и Государыня Великая Княгиня Мария Владимировна. Однако трагедия произошла не просто накануне авиашоу МАКС в Жуковском, она произошла в День ВВС. По предварительным данным, причина катастрофы – человеческий фактор.
В тот же день произошла катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС, речь идёт о десятках погибших по неофициальным данным, которые через сеть Интернет размещают очевидцы событий. По предварительным экспертным оценкам, причина катастрофы, которая могла привести к затоплению целого города – человеческий фактор.
Печальный прогноз о росте числа техногенных катастроф в России, увы, сбывается. Уничтожение, разорение и разворовывание инфраструктуры на протяжении двух десятилетий, падение уровня образования, потеря профессионализма в результате сложившихся диспропорций на рынке заработных плат, когда торговать семечками оказалось выгоднее, чем быть инженером, начало приводить к закономерным последствиям. Эти последствия прогнозировались экспертным сообществом, и именно в развитии и углублении этих тенденций главная опасность для российской государственности, в разрастании этого процесса состоит главный наш кризис, а не в изменении цен на энергоносители.
По данным, которые приводит информационное агентство «Новый Регион», жители Саяногорска в частном порядке сообщают о примерно 50 погибших и примерно 100 пропавших без вести людях. Официальные власти отрицают угрозу прорыву плотины через Енисей. Официальные данные жертв катастрофы в три раза ниже.
Между тем, власти Раменского района Московской области, где столкнулись самолёты, приняли решение, что завалы от авиакатастрофы в Жуковском местные жители должны устранять за свой счёт: ответственность за последствия авиакатастрофы страховщик авиасалона на себя не брал. В результате авиакатастрофы пострадало 10 гражданских человек, три жилых дома полностью сгорело. По всей видимости, отстаивать свои права людям придётся в судах, если ситуацию не разрешат образцово-показательным образом.
Чёрный цвет августа в новейшей истории России подтверждается. А угар техногенного бедствия всё отчётливее виднеется как одна из основных проблем сегодняшней России.
Версия для печати