Сегодня исполняется два года с того момента, как Россия была вынуждена применить силу, защищая жизни своих граждан, а также исполняя миротворческий долг, во время нападения Грузии на Южную Осетию, начавшегося ночью 8 августа 2008 г.
Количество жертв конфликта противоречиво даже теперь, через два года. По разным оценкам, оно колеблется от 800 до 5 тысяч человек. Это и мирные жители (как на югоосетинской, так и на грузинской стороне), и военные, принимавшие участие в конфликте.
За два года можно говорить о нормализации положения на Южном Кавказе. Шаг за шагом идёт процесс международного признания независимости Абхазии и Южной Осетии (она уже признана Россией, Никарагуа, Венесуэлой и Науру). Несмотря на громкие коррупционные скандалы, при российской гуманитарной поддержке осуществляется восстановление Южной Осетии, разрушенной войной. Но при всех этих ложках мёда невозможно не замечать бочку дёгтя.
Теперь, через два года, можно уже более трезво оценить итоги Пятидневной войны или, официально, «операции по принуждению агрессора к миру». Мы увидели гигантские траты бюджета на восстановление Южной Осетии и стали свидетелями грандиозного воровства выделенных денег, исчисляющегося миллиардами рублей. Мы увидели реакцию руководства страны на настоящий подвиг, совершённый нашими солдатами и офицерами во время войны. Конечно, речь идёт не о наградах (в том числе, посмертных). Речь идёт о том, как после войны интенсифицировалась «реформаторская» деятельности. Самые боеспособные наши части расформировываются, идёт сплошная неразбериха с призывом и т.д.
Тогда именно Пятидневная война дала толчок обвалу на российских финансовых рынках, именно в августе 2008 г. Россию захлестнула пучина экономического кризиса. Два года экономических испытаний, которые начались после испытаний боевых, завершаются испытаниями природными – вся Центральная Россия полыхает в огне, а засуха губит урожай. И все эти события в один ряд выстраивают череду вопросов, которые хочется задать власти. Но власть делает вид, что вопросов не слышит, а ответов обществу давать и не собирается.
Именно Пятидневная война вскрыла для любого адекватного наблюдателя состояние Вооружённых Сил после двадцатилетнего процесса «демократических преобразований». Именно Пятидневная война вскрыла способность высшего руководства страны адекватно и оперативно действовать в чрезвычайной ситуации. Именно Пятидневная война вскрыла внутреннее состояние нашего общества, его способность сплотиться: вокруг «чего» или вокруг «кого». Наконец, именно Пятидневная война вскрыла подлинную цену нашим «союзникам». Россия осталась тогда в полной изоляции даже в СНГ. И последующие два года для честного наблюдателя подлинную цену наших «союзников», особенно, в СНГ, подтвердили.
Всё то, что Пятидневная война вскрыла, как вскрывает диагноз медицинский осмотр, последующие два года лишь подтвердили, как наблюдение пациента в клинике. И, думается сегодня, именно в этом, увы, главный для России итог и урок Пятидневной войны.
Версия для печати