Последние дни я позволил себе несколько расслабиться, побездельничать и посмотреть, что делается в Сети. Впечатлило всеобщее помешательство на апокалиптических прогнозах: «Вот уж теперь начнётся…». Или мне так не повезло? Вроде много посмотрел. Кто, прослышав о новом кризисе, сулит конец Америке и даже всему «мировому капитализму» (что взамен, не говорят, однако); кто, вдохновившись ливийскими событиями, пугает скорым нашествием НАТО на Москву. Иные, черпающие энтузиазм из того же источника, ожидают «демократической революции» в России и крушения всех какие ни есть диктатур. Эксперты, такие эксперты…
Когда читал этот бред, представляя себя, сколько же читателей внимает ему и боится либо радуется, на языке вертелось: «Успокойтесь, идиоты, НИЧЕГО НЕ БУДЕТ».
Есть, наверное, в человеческой натуре нечто, заставляющее любить мысль, что именно при нашей жизни осуществляется переход на какую-то иную ступень. «Третья волна», «постиндустриальное общество», «конец истории», «революция управляющих»… Вот-вот, вот-вот… а всё никак. Ну ладно Россия, тут в виду неограниченной длительности «переходного периода» можно фантазировать. Но вот страсть к ожиданию мирового пожара при виде всякого непогашенного окурка гораздо менее почтенна.
Примитивному сознанию свойственны убеждённость в торжестве правильного учения и пристрастие к поверхностным аналогиям и глубоким конспирологиям. Но вот что такого находят они в событиях, которые на самом деле — память подводит, господа, — ничего экстраординарного вовсе не представляют и имеют совершенно разную направленность? Только и сходства, что бузящая толпа. Так мы её десятилетиями каждый день где-нибудь да видим. Надо же выдумать — «арабская весна», «глобальный экономический кризис», «крах мировой системы» и все такое непременно связывать… с падением путинского режима! Да видали мы этих кризисов, СПИДов, птичьих гриппов… тьфу на них! Кому-то какое-то время будет чуть хуже или чуть лучше — как будто этого и без них не бывает.
Представление о парусах почему-то всегда преувеличено: кто ни дунет, «щас помчимся», — а о якорях, которые «стабилизируют», — забывают. Зачастую человек, обладая массой всевозможных недостатков, обладает и неким достоинством, всего одним, но таким, которое позволяет ему преуспевать, несмотря на множество пороков, и наоборот — при куче положительных качеств имеет недостаток, из-за которого всегда проигрывает. Это не обязательно личные качества; в данной роли могут выступать и сопутствующие обстоятельства. То же самое и с режимами, обществами.
Вот та же чаемая к краху Америка — никогда не рухнет. Там могут предаваться всяким извращениям вплоть до розовых фантазий её «красной профессуры», множить внутренний долг, баловаться политкорректностью, её президенты могут не отличать Ирак от Ирана, выбрасывать кучу денег в Афганистаны, совершать бесчисленные ошибки. Но пока там сохраняется свободная экономика, а общество вооружено и имеет представление о собственности, никуда Америка не денется.
Нынешний наш режим страдает по видимости всеми возможными пороками, и унаследованными, и приобретёнными. Вожди — что «злой», что «добрый» — ведут себя как клоуны. Но пусть бы метро взрывали не раз в год, а ежемесячно, пусть бы Кондопоги и Манежки происходили еженедельно, пусть бы демонстрации несогласных разгонялись ежедневно, пока режиму нет реальной альтернативы или хотя бы того, что называется революционным движением — он не падёт.
А уж о влиянии на что бы то ни было арабских шалостей — где-то армия наказала утративших с ней связь президентов, где-то побузили и заткнулись шииты, где-то исламисты свергли при иностранной поддержке зазнавшегося царька, где-то пытаются убрать от власти представителя религиозного меньшинства (так этот регион знал и всегда, и не так давно куда более масштабные события) — говорить просто смешно.
Версия для печати