Когда говорят о социальных конфликтах в истории России – смутах, мятежах, восстаниях, бунтах и революциях, — то, по утвердившейся в советское времена традиции, в большинстве случаях рассматривают их с точки зрения творцов катаклизмов – бунтарей или революционеров. Мол, была такая-то и такая-то сложная ситуация, реакционная и косная государственная система не давала выхода, не находила решение, вследствие чего, лихой и смелый человек начинал свое неизбежное (ввиду назревшей исторической необходимости) лихое дело…. Конечно, сейчас не советские времена и противники бунтарей далеко не всегда предстают в образе злодеев и мракобесов, но подход остается неизменен – бунт, восстание, революция – говоря молодежным языком «движуха» — первична и, в целом, позитивная. Однако, если мы хотим постигнуть историю России во всей ее полноте, то куда логичнее и правильнее взять за основу точку зрения созидателей, тех, кто строил Российской Государство. Кто раздвинул его границы от среднерусской возвышенности до берегов Балтики и Великого океана, кто основывал города, прокладывал дороги и открывал университеты. И еще тех, кто наполнял это государство смыслом. Кто понимал – ради чего нужны и многотысячные армии, и оград узор чугунный северной столицы Империи, и самая протяженная в мире железная дорога, и многое иное.
Наш проект – это попытка посмотреть на смутные события русской истории с точки зрения Созидания и русских созидателей — подлинных строителей и творцов монументального здания 1000-летней истории нашего народа. Многие из его героев хорошо известны – князь Дмитрий Михайлович Пожарский, Николай Михайлович Карамзин, Александр Исаевич Солженицын, имена других вспоминаются не сразу – адмирал Александр Семенович Шишков, писатель Иван Лукьянович Солоневич, философ Лев Александрович Тихомиров – вроде что-то слышали о них, вроде в учебниках где-то упоминаются, а сразу и не вспомнить. О третьих и вовсе вспомнят только специалисты, как о победителе Стеньки Разина князе Юрии Алексеевиче Долгорукове или генерале Иване Ивановиче Михельсоне, победителе Пугачева.
Революционный взгляд всегда противопоставлял энергичного, живого, деятельного революционера и косного, педантичного, даже бюрократичного представителя системы. Но если отказаться от этой ложной, навязанной парадигмы и повнимательнее вглядеться, мы увидим, что защитники русской государственности были людьми не менее (а чаще всего и куда более) энергичными, смелыми, говоря современным языком, «креативными», чем бунтари. Перед нами предстанут не тупые бюрократы и солдафоны, а живые люди, более того, люди – творческие, ищущие, созидающие.
В цикле видеолекций «Галерея портретов защитников русской государственности» известные учёные, историки, писатели расскажут об истинных героях смуты. Вот, например, лекция, посвященная адмиралу Александру Васильевичу Колчаку. Современный обыватель знает лишь о двух годах жизни этого человека, когда он возглавил Белое движение на востоке России. Но ведь до этого были и полярные экспедиции, и сражения с японцами на море и на суше, грандиозный труд по возрождению русского военного флота после Цусимы и не просто возрождению – созданию нового, эффективного боевого механизма, осмысление роли флота, создание важнейших военно-теоретических трудов, новые экспедиции и новая война, в которой Колчак становится самым молодым командующим флотом в русской военной истории…
Сюжет примечательный и, как ни странно, обычный. Рассказ о людях, противостоящих смутам, получается живее и интереснее рассказа о революционерах и бунтярях. Потому что включает в себя не только взгляд на события смуты с другой стороны, но и показывает саму эту сторону – созидательную Россию. И если путь бунтарей и революционеров разных эпох оказывается на удивление схожим, то путь созидателя – всегда индивидуально. Парадоксально, но те, кто много говорят о борьбе за свободу, редко являются собственно свободными людьми, а охранители, консерваторы, созидатели, напротив, оказываются подлинно свободными и в мысли, и в творчестве.
Консервативная альтернатива смуте оказывается интереснее и поучительнее, чем сама смута. Ибо противопоставляет смуте не тупой пресс, а созидательное начало, разрушению — не запрет, а возведение нового, при заботливом сохранении старого.
И современной молодежи, и любому неравнодушному к русской истории человеку будет весьма полезно познакомиться с материалами нового проекта, ибо учиться строить куда важнее, чем учиться разрушать.
Источник Версия для печати