Да, отдельные его положения уже звучали на уровне стратегии нацбезопасности и ряда других актов. Но теперь в России появился базовый документ, определяющий ключевые идеологические направления нашей внешней политики.
Вы когда-нибудь открывали украиноязычную "Википедию"? Если нет, то очень зря. Прекрасно помогает сориентироваться, ради чего проводится русская спецоперация на Украине. И в том, почему вчерашние советские (и позавчерашние русские) люди порой с такой яростью сражаются против России. Хотя, казалось бы, не просто наши братья, а плоть от плоти и дух от духа: мы – это они, а они – это мы. И оттого то, что Запад борется с Россией на Украине "до последней капли украинской крови", – это наша общая кровь и боль. Но вернёмся к укровикипедии. Итак, один из её главных идеологических перлов:
"Русский мир" (рос.) – "російська неоімперська геополітична та ідеологічна доктрина епохи панування путінізму.
Наверное, нет ничего более страшного для киевского режима, чем этот термин. Сегодня агонизирующие кровавые временщики пытаются сделать всё, чтобы не просто вытравить в украинцах всё русское, но окончательно демонизировать его. Именно для этого в наступившем учебном году в украинские школьные программы введено изучение детьми таких "жутких" понятий, как "рашизм" и "Русский мир". Понятий, якобы доказывающих агрессивную политику России.
Зигующие дети, скандирующие кричалки в духе "москаляку на гиляку", для Украины давно не новость. Но беда в том, что началось это отнюдь не в этом учебном году и даже не восемь лет назад. "Антирусский мир" на этой исконно русской земле строился все 30 лет её псевдонезависимости. При том, что сама Россия за эти десятилетия не только не смогла создать на Украине мощную и внятную пророссийскую политическую силу, но даже не использовала силу "мягкую". Причём не только на Украине, а на всём постсоветском пространстве, включая страны бывшего "Восточного блока".
И вот работа над ошибками, наконец, началась. Вечером 5 сентября 2022 года Владимир Путин подписал указ об утверждении "Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом". Документа долгожданного и во многом сенсационного. А потому требующего детального рассмотрения. Ограничиваясь рамками статьи на сайте Первого русского телеканала Царьград, сделаем это пунктирно, остановившись на ключевых идеологических смыслах вступившей в силу Концепции.
Блин не комом, но вопросы есть
Как и любой подобный документ, в Концепции русской гумполитики за рубежом – немало общих слов, вошедших в политический лексикон ещё в трагические для нашей страны и её народа 1990-е годы. От этого либерального наследия нам предстоит избавляться ещё очень долго, по капле выдавливая из себя идеологического раба Запада. Благо серьёзно к таким построениям сейчас уже мало кто относится. И всё же приведём пример:
В современном мире повышенное внимание уделяется роли человека и человеческого капитала, вследствие чего социально-гуманитарный потенциал активно используется в различных областях международных отношений и мировой политики, включая культуру, науку, образование, спорт и туризм. Деятельность в этих областях направлена на укрепление сотрудничества, взаимного доверия, развитие человеческого капитала.
С одной стороны, вроде бы всё правильно. Человек – венец Творения Божия (а по Протагору, даже "мера всех вещей"). И конечно, человек – куда важнее любых целей технического прогресса (не говоря уже об операциях по "смене пола", трансгуманизме и прочей, уж простите, либерально-прогрессисткой чертовщине). Но именно с антропоцентризма, помещения человека во главу мироздания (сначала с панибратским "Создатель, подвинься!", а затем и прямым отождествлением религии с опиумом), и начались либеральные эксперименты над странами и народами.
Пожалуй, единственный момент, который стоило бы раскритиковать в подписанном главой государства документе с позиции православного консерватора, это недостаточное внимание к религиозной тематике. Да, в нём даже есть отдельный параграф, касающийся межрелигиозного диалога, но именно он является одним из самых слабых. Что немудрено: большинство сегодняшних чиновников далеки от этой тематики. Хотя отдельное упоминание Русской Православной Церкви уже многого стоит:
Международное межконфессиональное сотрудничество Русской православной церкви, российских исламских организаций и других организаций, представляющих традиционные для нашей страны конфессии (в том числе в части, касающейся организации культурно-просветительских мероприятий за рубежом), вносит существенный вклад в установление и развитие духовных связей между людьми и народами.
То есть за Русской Церковью особо обозначена её международная роль. Не просто как традиционной или даже ключевой для нашей страны конфессии, а в качестве самостоятельного субъекта гуманитарной политики России за рубежом. Стоит оговориться: несомненно, роль Церкви намного больше, и эта её составляющая – далеко не главная. Но само признание этого факта на государственном уровне уже очень важно.
И ещё один вопрос к Концепции – это несколько опасливое отношение её авторов к самому слову "русский". То есть, с одной стороны, самой основой документа стал принципиально важный тезис, что одной из ключевых задач нашей внешней гумполитики является "защита, сохранение и продвижение традиций и идеалов, присущих Русскому миру". А с другой, словно из наследия 1990-х возникают "россияне" и "российская нация", а также "российская культура" (хотя и "русская культура" в тексте тоже встречается без обозначения различий).
Нет смысла в очередной раз проговаривать, что слово "русский" отнюдь не тождественно этничности. Но и существование государствообразующего русского народа, создавшего тот самый многонациональный Русский мир, нельзя стыдливо замалчивать. Особенно в угоду либеральной концепции "российской нации", рядом с которой "традиционные ценности" выглядят оксюмороном. Впрочем, этот момент, скорее, терминологический, чем содержательный. Содержание же документа – вне всякой критики.
Русская культурная экспансия: от Достоевского до Курчатова
Уже в самом начале Концепции особенно бросается в глаза тезис об уникальности нашей культуры, широко известной далеко за рубежами России:
Её уникальность демонстрировали миру не только труды выдающихся представителей литературы, музыки и науки, таких как Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский, П.И. Чайковский и Д.Д. Шостакович, Д.И. Менделеев и И.В. Курчатов, но и богатое культурное и духовное наследие многонационального народа России.
Здесь интересен весьма символичный подбор имён. И если с Толстым, Достоевским и Чайковским всё очевидно, их имена за пределами нашей страны известны ничуть не меньше, чем на родине, то ещё трое великих русских – весьма показательны. Дмитрий Шостакович – творец легендарной 7-й ("Ленинградской") симфонии. Не немого, а громогласного укора и даже приговора Западу. Дмитрий Менделеев – не только великий химик и творец знаменитой таблицы, названной его именем, но и выдающийся социолог, автор концепции русского народосбережения и народоприумножения. А ещё, что малоизвестно, последовательный православный монархист.
И наконец, Игорь Курчатов. Всемирно известный как "отец" советской атомной бомбы. Чьи изобретения и сегодня являются главным щитом нашей страны, а в перспективе и всего Русского мира. Упоминание этого человека в самом начале Концепции, очевидно, неслучайно. Несмотря на то, что весь документ исполнен того, что наша гуманитарная политика за рубежом исключительно мирная, а русская экспансия – только культурная, направленная на распространение русской культуры и языка и, что не менее важно, традиционных духовно-нравственных ценностей, а также защиту их носителей. И имя Курчатова в данном случае – главный символ защиты.
Что же касается наших национальных интересов в гуманитарной сфере за рубежом, то несмотря на объёмность этого 30-страничного документа, в Концепции они указаны предельно чётко и лаконично:
- Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
- Ознакомление мировой общественности с историческим и культурным наследием многонационального народа Российской Федерации и его достижениями;
- Взаимообогащение культур народов Российской Федерации и иностранных государств, в том числе повышение доступности российского и мирового культурного достояния;
- Развитие международного гуманитарного сотрудничества на справедливой, взаимной, открытой и недискриминационной основе.
По сути, речь о том, что уже более тысячелетия именно Русский мир никогда не порабощал народы, но всегда нёс им только братскую помощь, сохранение культурного многообразия и защиту собственной уникальности и традиционных ценностей. А вместе с тем он приобщает к русскому языку, культуре и науке, к славной истории Государства Российского, его великим победам и свершениям. И, несмотря на смутный для России XX век, утверждённая Владимиром Путиным концепция позволяет надеяться, что эта русская цивилизационная миссия будет продолжена.
Что с того?
Нет смысла подробно останавливаться на механизмах осуществления русской гуманитарной политики за рубежом. К слову, в Концепции чётко обозначен кризис существующего миропорядка, а также "многочисленные грубые нарушения прав человека, участившиеся случаи игнорирования Устава Организации Объединённых Наций (ООН)". Куда важнее поставленные задачи, главной из которых (помимо уже упомянутой "защиты, сохранения и продвижения традиций и идеалов, присущих Русскому миру") является:
Формирование представления о России как о государстве, которое бережно сохраняет свою богатую историю и культурное наследие, традиционные духовно-нравственные ценности и в котором динамично развивается социально-культурная жизнь в условиях свободы литературного, художественного и других видов творчества, плюрализма мнений, отсутствия цензурных ограничений.
И в этом контексте особенно актуален комментарий учредителя Первого русского телеканала Царьград, который указал на удивительный контраст между американской гуманитарной внешней политикой, той самой пресловутой "мягкой силой", и задачами политики русской:
Если для США и их сателлитов основой зарубежной гумполитики является защита прав извращенцев всех стран, то для нас – продвижение традиций и идеалов Русского мира, близких и понятных всем народам. И сейчас, когда простые люди разных стран увидели, чего стоит верность либерально-глобалистскому гегемону, Русский мир становится привлекательным для всех. А потому мы просто обязаны предложить им эту альтернативу. Не просто сохраняющую, но возрождающую их суверенитет и идентичность.
И это не говоря о главном, эсхатологическом значении русской миссии, на которой Константин Малофеев остановился особо: "Миссия Русского мира – миссия Катехона, удерживающего человечество от воцарения антихриста". Нет, этих слов в "Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом" пока нет. Как и слов о России как Империи. Хотя всё это несложно прочесть между строк. Ведь если мы поможем не только себе, но и другим сохранить традиционные ценности и истинные суверенитет и идентичность, нам удастся удержать мир от падения в апокалиптическую бездну.
Михаил Тюренков. "ЦарьградТВ"
Источник Версия для печати