Не перестаю удивляться, насколько в нашей громадной стране не развиты обществоведческие знания.
Знания, критически необходимые для устойчивого государственного развития. Представления наших граждан о самых простых государствоведческих понятиях сплошь и рядом донельзя мифологизированы.
Постоянно слышу удивительные глупости: мол, консерватора от либерала можно отличить вопросом: «Государство для человека или человек для государства?» или что между народом и государством усугубляется некая конфронтация.
О чём совершенно безграмотные люди пытаются говорить?..
Имперская форма и имперское содержание
На самом деле форма (государства) и содержание (власть, народ, человек), если они имеют общее историческое происхождение, глубоко связаны между собой. И их взаимодействие не может переходить в конфронтацию или отвечать на неуместный вопрос — кто важнее…
Как можно сравнивать строителя со строением? Находить между ними какую-то конфронтацию.
Или пытаться выяснить, что важнее воины или вооружение, солдаты или армия?
Можно ли, например, определить, что правильнее: Церковь для народа Божия или христиане для Тела Божия? Как Церковь для христианского народа есть живая форма религиозного обособления, отделения своих от чужих, так и Империя для имперообразующего народа является форматом национального обособления от соседей.
Именно поэтому, как Церковь не может быть экуменистическим собранием разноверных адептов, так и государство не должно быть мультикультурным по своим историческим основам. Государственная форма неразрывно, жизненно связана со своим национальным содержанием, как душа в земной жизни связана с телом, вплоть до потери самой жизни при отделении одного от другого. Персонифицированная власть и профессионально-структурированный народ в нашей истории были одеты в броню имперской государственности, которую они сами и выковали в результате совместного взаимодействия.
Для правого консерватора государство всегда будет союзом власти и народа, в котором вся деятельность без остатка будет сводиться к волевой деятельности людей, так или иначе сообразующихся в своих исторических деяниях с общим Домостроительством Божиим.
Да, государство есть лишь юридическая абстракция. Ни своей воли, ни самоидентификации у государства никакой нет, всё это атрибуты физических личностей — правителей, а не юридических «личностей», таких как государство.
Да, государство есть во многом лишь юридическая институция, но люди входят в этот государственный союз вполне реально.
Государство для людей есть союз Верховной власти и нации, психо-физическое соединение их силы, воли, нервов, чувств и мысли для совместной жизнедеятельности.
То есть государство — это национальная форма реализации в истории, а народ, способный создать свою Империю, — это наполнение, содержание исторического государства.
Вера, власть, народ, личность — это содержание, а Церковь (как Богочеловеческий организм, конечно, не в полной мере), государство, социальный слой, семья — это формы. При смене религиозной веры, при выборе другого принципа власти и при изменении нравственных ориентиров у нации неизбежно меняется и содержание в ломаемых религиозных, государственных, социальных и семейных формах. Имперская государственность и имперская власть Империя — это особая форма государственной жизни нации. Форма, дающая великим народам создавать великие цивилизации, величественные имперские организмы истории, состоящие из волевого порыва власти и физической мощи нации.
У нации, как у некоей «коллективной личности», часто сложно увидеть наличие единой идентификации, единых волевых устремлений, идеалов или практических целей.
Поэтому-то правые консерваторы и говорят о том, что воля Монарха как воля человеческой личности — есть лучший орган, через который отображается общая воля нации.
Воля Монарха — лучший интерпретатор воли народа. А имперское государство — лучшая форма отображения их совместной деятельности. Империя здесь — территориальная и организационная форма и для власти, и для народа. Форма, принимавшая в разные времена различные объёмы и степени сложности. В зависимости от разворачивавшихся в истории событий, властных действий и народных усилий. «Дисциплинированный энтузиазм» (термин Н.Я. Данилевского) нации и воля власти создают государственный союз, институционально усложняющий свои управленческие механизмы: бюрократические структуры, вооружённые силы, профессиональные социальные слои и т.д.
Империя как неограниченное самодержавие формы
Ещё Константин Леонтьев сформулировал очень важную закономерность соотношения формы и содержания имперской идеи: «Форма вообще есть выражение идеи, заключённой в материи (содержании)… Форма есть деспотизм внутренней идеи, недающий материи разбегаться. Разрывая узы этого естественного деспотизма, явление гибнет» («Византизма и славянства»).
Имперская цивилизационная форма не дала русской материи в истории растерять своё идейное предназначение охранителя Православной цивилизации. Рассуждая о соединении в реальной человеческой жизни духа и материи, Константин Леонтьев говорит о монархической власти, которая сковывала материю (нацию) своим имперским государственным обручем. Без этого русская политическая форма потеряла бы в нашей исторической реальности свои жизненно важные свойства, единство и независимость. Каждый политический организм по-своему оригинален, тем более, когда он достигает своей имперской зрелости. К тому же психологически и структурно, по форме, политический организм неизменен, единожды сформировавшись. «Государственная форма, — как писал К.Н. Леонтьев, — у каждой нации, у каждого общества своя; она в главной основе не изменна до гроба исторического, но меняется быстрее или медленнее в частностях, от начала до конца».
Имперское сознание и смысл имперского государства
Имперское сознание является достоянием лишь великих наций — наций, осознающих и желающих являть миру свой национальный идеал справедливого государственного общежития. Наличие подобного сознания есть положительный знак психологической зрелости нации, способной самостоятельно, часто вопреки всем, жить так, как она считает правильным. И являть тот идеал правды, который лежит в основе всей системы жизнедеятельности народного организма. Имперское государство было для русского православного народа Домом-крепостью, в большей или меньшей степени, по-христиански устроенным общежитием.
Империя как высшая форма общественности имела целью создание «государства правды», подчинённое этическому религиозному началу, удерживающему порядок в мире от прихода времен антихристовых. Сегодня от левых широким потоком льётся всевозможный политический словесный блуд про Советский союз как про Красную империю. Но коммунистический проект был принципиально атеистичен и вненационален, а потому идейно противоположен православным Империям. Можно даже сказать, что Советский союз был антиИмперией, одной из репетиций антихристова государства (аборты, гонения на христиан, массовые репрессии), в котором правда всячески преследовалась.
Ни коммунистический тоталитарный СССР, ни либерально-демократический республиканизм не способны стать спасительной формой для возрождения русской нации. Все эти антиимперские чужеродные формы западной общественности искусственно занесены в Россию, в результате использования оказались бесплодны и не прижились на нашей русской почве.
У настоящей Империи и революционных республик никогда не было общих предков.
И никогда не будет общего русского потомства.