Для интересующихся монархической темой это азбука, для верноподданных – повторение, которое, как известно, мать учения.
О восстановлении Монархии в России
Восстановление монархии может произойти, если народ осознанно, взвесив все обстоятельства, понимая суть этого государственного строя, примет соответствующее решение.
В настоящее время условий для восстановления монархии я не вижу. Но, как в свое время подготовка Революции, так и преодоление её печальных последствий — это не единовременный акт, а процесс. Причем процесс созидания, по вполне понятным причинам, сложнее и дольше, чем процесс разрушения.
Россия неуклонно возвращается на свой исторический путь развития. И я, и мой сын стараемся быть полезными нашей Родине, не ставя никаких условий и понимая, что в обозримом будущем предпосылок для возвращения к монархическому строю не наблюдается. Вместе с тем мы стараемся объяснить нашим согражданам, интересующимся монархической идеей или уже разделяющим её, что монархия — не волшебная палочка.
В том и отличие традиционного мировоззрения от утопического, что мы не обманываем людей, обещая им всеобщее счастье и благоденствие от признания наших идеалов и ценностей.
Мы говорим о том, что по нашему глубокому убеждению, наиболее органичным и правильным является монархический образ правления, устраивающий нацию как единую семью с отцом или матерью во главе, и в силу этого обеспечивающий максимальную независимость власти от любых групповых интересов, гарантирующий преемственность, стабильность и справедливый высший арбитраж.
Но в семье тоже могут случаться неурядицы. Поэтому не следует мечтать, что восстановление монархии разом решит все проблемы России. Если воля Божия и народный призыв вернут нашей стране её исконный монархический государственный строй, это будет не «финальная точка», открывающая путь в «земной рай», а начало очередной эпохи совместного служения и труда всего Российского народа, в полной мере вновь осознавшего себя единой семьей, в которой любые конфликты и кризисы решаются не революциями, а любовью и терпением.
Из интервью газете «Монархист», апрель 2017 года
О Царе-Мученике
Слабоволие и апатия Николая II — это миф, не имеющий основания в реальности. Он был цельной личностью, имел твёрдые убеждения и сильную волю. В его царствование было много достижений, население увеличилось в полтора раза, а по темпам экономического роста Россия вышла на первое место в мире. Это была не только его заслуга. Но нельзя отрицать и его роль, так как в системе самодержавной монархии его воля была определяющей.
Конечно, он совершал и ошибки. Где-то поддавался чужим влияниям, и потом об этом сожалел. Где-то сам не всё правильно оценивал. Это неизбежно. Ведь любой человек — не робот.
Однако представлять его слабовольным и недалеким тираном, как это часто пытаются делать — совершенно несправедливо. Революция была вызвана не неспособностью монархии к эволюции, а глубоким духовным кризисом, поколебавшим в сознании народа все традиционные ценности.
Память об императоре Николае II, его семье, других членах династии и их верных служителях, казненных после революции, всегда хранилась в нашей семье с благоговением.
Еще до канонизации в лике святых, мой дед вместе с главой Русской Зарубежной Церкви митрополитом Антонием (Храповицким) положил начало официальному почитанию замученной царской семьи, подписав в 1929 году совместный церковно-династический акт о провозглашении дня их казни 17 июля «Днем всеобщей скорби русских людей».
Для нас они святые, и в то же время родственники, члены нашей семьи.
И всех соотечественников мы призываем видеть в них не восковые фигуры из музея мадам Тюссо, а живых людей.
Из интервью журналу «JoursdeFrance», февраль-март 2017 года
О визитах в Россию
Когда я приехала в Россию впервые, я испытывала смешанные чувства и радости, и боли. Мой первый визит состоялся, когда умер отец. Я следовала за его гробом. Мои соотечественники окружили меня любовью, заботой и сочувствием и помогли пережить это горе и собраться с духом, чтобы принять возложенную на меня ответственность быть его наследницей.
Моя страна тогда переживала кризис и растерянность. Только что рухнул коммунистический режим, существовавший более 70 лет. При нем выросло несколько поколений. Тогда всем было понятно, что эта идеология и система себя исчерпала, что перемены необходимы. Но что это будут за перемены, к чему они приведут – мало кто знал.
Это была эпоха великих надежд и страшных разочарований. К сожалению, многие обещания новых властей оказались ошибочными или ложными, многие справедливые чаяния народа не сбылись из-за циничного обмана или непродуманных реформ. Мне иногда казалось, что в России только что прошла какая-то война, о которой мы не знали. Это впечатление создавали грустные напряженные лица, серые улицы, брошенные поля, остановившиеся предприятия, неблагоустроенные жилища...
За истекшие 30 лет я объехала практически всю Россию, побывала в большинстве её регионов от Калининградской области до Камчатки, от Архангельска и Мурманска на севере до Ингушетии и Калмыкии, Бурятии на юге. Посетила и независимые государства – Украину, Белоруссию, Грузию, Армению, Узбекистан, Приднестровье.
Везде я увидела и радушие, и оптимизм, и радость, но, к сожалению, также и много страдания и горя.
Но о России могу сказать, что начиная с первых годов XXI века общая атмосфера улучшилась. На лицах людей появилось больше улыбок. Положение внутри страны стало стабильнее. Я знаю, что ещё есть много сложных проблем и во внутренней, и во внешней политике. Но глубоко несправедливы те, кто пытается создать из нашей страны образ «Империи Зла». Это совершенно не соответствует действительности.
Мы не безгрешны, но нас зачастую судят те, кто совершает такие же или даже большие грехи. Я призываю относиться к моей Родине объективно, не идеализируя, но и не демонизируя её, и отказываясь от двойных стандартов, когда Россию гневно осуждают за то, что сами совершают без всякого смущения.
Из интервью агентству «Спутник (Мадрид), 22 декабря 2021 года
О революции и советском периоде
Никаким внешним и внутренним деструктивным силам невозможно вызвать смуту, если народ един и дорожит своими национальными духовными и нравственными ценностями. Революция, безусловно, имела политические, экономические и социальные причины, но главной и самой фатальной причиной стал глубокий духовный кризис — разочарование значительной части соотечественников не только в монархии, но и в религии, в семье, практически во всех традиционных устоях.
Этот кризис зрел долго, и за него несет ответственность и наша династия, и правящие сословия Империи, и духовенство, и интеллектуальная элита. Осуждать других, не признавая собственной доли вины за Революцию — нечестно, неразумно и безответственно.
В день отречения от престола государь записал в своем дневнике: «Кругом измена, и трусость, и обман». Но откуда это взялось? И кто собрал это окружение? Как бы мы ни почитали государственную деятельность, мученический подвиг и святость Николая II, мы не вправе уходить от того, чтобы ставить эти вопросы и искать на них ответы. В целом же, императорская власть пала, в первую очередь, не потому, что у неё были сильные противники, а потому, что у неё оказалось слишком мало защитников, и они были разобщены.
После же того, как оказался надломленным стержень исторической государственности, неизбежно настал хаос, и в нем могли победить только самые жестокие, решительные и целеустремленные деятели. Поэтому февральские умеренные революционеры в лице Белого движения закономерно проиграли радикальным революционерам — большевикам.
Большевики использовали террористические методы значительно активнее и шире, чем их противники. Это факт. Но фактом является и то, что одним террором и насилием невозможно удерживать власть в течение длительного времени. В арсенале коммунистов были и реальные меры по решению хозяйственных и социальных вопросов, и умелая пропаганда, и манипулирование патриотическими и даже религиозными чувствами.
Марксистская атеистическая интернациональная идеология, находящаяся в вопиющем противоречии со всей исторически сложившейся в России системой ценностей, конечно, была навязана — где-то насилием, где-то обманом. И поэтому, несмотря на видимое торжество, так по настоящему и не прижилась. Об этом свидетельствует стремительное возрождение религиозности и достаточно ярко выраженное желание народов России воссоздавать национальные традиции.
Но жизнь народа, в том числе и тех, кто верил в коммунизм и осознанно боролся за него, не могла быть загнана в рамки партийной идеологии. Поэтому нам нужно рассматривать и оценивать историю Российского народа в годы Революции и при власти Коммунистической партии не формально, обращая внимание лишь на официальные лозунги и внешние формы, а такой, какой она была по сути, во всей своей драматической противоречивости и многообразии.
Из интервью «Учительской газете», 21 ноября 2017 года
О царствовании Дома Романовых
300 с лишним лет невозможно охарактеризовать каким-то одним определением. Были взлёты и падения, победы и поражения, славные подвиги и тяжкие грехи и ошибки. Но могу сказать ответственно: мои предки любили свою страну и свой народ и старались служить его благу. Император Николай II, уже находясь в заключении, незадолго перед казнью его и всей его семьи, передал через свою дочь великую княжну Ольгу указание, чтобы никто не мстил за него, потому что, даже если зло усиливается, «не зло победит зло, а только любовь». Эти слова можно считать нашим девизом и в прошлом, и теперь, и всегда.
Из интервью агентству «Спутник (Мадрид), 22 декабря 2021 года
О ситуации на Украине
Российский Императорский Дом не считает себя вправе делать заявления политического характера, ибо в современных условиях мы не располагаем полнотой информации, позволяющей давать подобные оценки без риска причинить невольный вред. Но мы твёрдо уверены и всегда будем утверждать, что Россия и Украина, все населяющие их народы не могут быть врагами. Это настолько же чудовищно и противоестественно, как взаимное истребление друг друга членами одной семьи.
Я, мой сын и наследник Великий Князь Георгий Михайлович и его супруга Светлейшая Княгиня Виктория Романовна молимся о скорейшем водворении мира.
Из Обращения от 24 февраля 2022 года