Бесплатно

С нами Бог!

16+

19:47

Суббота, 21 дек. 2024

Легитимист - Монархический взгляд на события. Сайт ведёт историю с 2005 года

Михаил Смолин. ИМПЕРИЯ — ЭТО ВСЕГДА БЛАГО!

04.11.2024 07:00

В своей истории русским народом была создана величайшая мировая государственность.

Собственно, каждая по-настоящему великая нация стремится построить свой мир, свою цивилизацию, свою Империю. Национальные идеалы в таком образовании развиваются до определённой универсальности, на территории которой могут свободно чувствовать себя и все другие народы.
Государственнообразующая миссия, собственно, и появляется как результат формирования в русском ареале проживания идеалов правды, имперского порядка и справедливого общежития. Русский Мир сформировался как государственный путь между двумя крайностями: глобалистской и изоляционистской. Между всесмешением самобытных национальных организмов в глобалистском «мировом государстве» и замыканием в сугубо этнических границах и интересах.
Русская Империя позволила народам, вошедшим в её состав, сохранить своё национальное лицо, свою самобытную жизнь и одновременно участвовать совместно с русским народом в великих исторических событиях мировой истории.
Русская Империя — как высшее состояние государства — родилась из иерархии русских союзов (семьи, рода, сословия), а в дальнейшем, перерастая свои национальные границы, создала великий проект государственного и культурного объединения для внешних народов.
В состав Русской Империи входили как те территории и народы, которые завоевывались (либо для достижения «естественных геополитических границ», либо для обуздания «неспокойных соседей»), так и те, которые добровольно принимали идеал человеческого общества, которым жила сама Россия. Совершенно очевидно, что каждое государство наделено особым национальным духом, и в Империи этот «дух нации» получает выход на мировую арену как главное действующее лицо человеческой истории.

Национальная политика

России Роль национальной политики в Российской Империи во многом выполняли те религиозные установки, которые культивировались в государственных установлениях. Но были и определённые положения, которые могли быть названы и национальной политикой. Обычно народ, попадавший в лоно Российской Империи, оказывался в ситуации, когда с ним заключали договор о дальнейшем совместном проживании.
Если это было добровольное присоединение, то, как правило, элита кооптировалась в общероссийскую, а населению сохранялись те привилегии, которые у него были и до присоединения.
Если же имело место завоевание, то здесь Государь определял, какое будет дальнейшее административное и прочее устройство. Обычно и в этих случаях на завоёванных территориях сохранялись местные законы и традиции верований и быта. В дальнейшем, если лояльность к Империи и императорской власти сохранялась, то привилегии могли увеличиваться, но если (как в случае с поляками) по присоединении происходили постоянные восстания, то начинался обратный процесс. Как правило, продвижение по службе, поступление на учёбу и прочее также не зависело от национальности.
Такая мягкая внутренняя политика, невстревающая поминутно в размеренную жизнь наций никакими всероссийскими политическими потрясениями-перестройками-реформами, давала возможность самим людям устраиваться так, как им удобнее, и способствовала количественному росту подданных Российской Империи.
«Ничьи интересы, — обоснованно утверждал профессор В.Д. Катков, — не связаны так неразрывно с интересами всего народа, никто так не доступен подкупам, никто не имеет больше средств знать то, что нужно для управления государством, как Государь… Счастье народа — Его счастье, горе страны — Его горе. Его действия и распоряжения, при исключительном Его положении, никаких других целей, кроме охраны народных интересов, иметь не могут». Охрана Самодержавием интересов народных давала свои результаты в демографическом росте, как русского, так и других народов, населявших Российскую Империю. Династия Романовых в течение трёхсот лет смогла обеспечить спокойствие своим подданным. Все враги, за исключением Наполеона, не вторгались вглубь страны и не ставили жизнь страны на грань выживания. Эти достигнутые Государями благоприятные обстоятельства давали возможность их подданным чувствовать себя спокойно.
Восемьдесят процентов населения Российской Империи в 1913 г. было православным. Демографическая ситуация в Империи достигла максимума не только за всю свою историю, но, пожалуй, и за мировую. Население России в XVIII и XIX столетиях увеличивалось в 3,5 раза за столетие. Эти темпы были сохранены и в начале XX столетия. Ежегодный прирост населения в 1897–1901 гг. составлял 1,7%, в 1902–1906 гг. — 1,68%, в 1907–1911 гг. — 1,65%.
В общих цифрах это ежегодный прирост более чем на 2,2–2,8 млн новорождённых.

Тюркские народы

Ещё со времён формирования политического единства Московского государства к нему стали присоединяться многие поволжские народы. Старая Москва строила своё государство основательно и прочно. Государственные люди и ученые книжники Москвы не отличались внешним, часто пустым европейским блеском, но были олицетворением здравого национального смысла и государственной целесообразности. Все, что хоть раз побывало в московских руках, считалось уже навсегда русским, и вернуть его пытались с удвоенной силой, даже если неоднократно теряли вследствие многочисленных войн. Сегодня немало говорится о военном присоединении Казанского ханства к Москве в 1552 году. Но это лишь полуправда. Множество татар присоединилось к Москве вполне мирно, перейдя на русскую службу. Так, например, сын казанского хана Улу-Мухаммеда, Касым, стал основателем Касимовского ханства, представители которого несколько веков верно служили Московским государям. Бесконечные войны между казанскими кланами (большинство ханов выросло вне Казани и опиралось на внешние силы) и работорговля привели к покорению Казани царём Иоанном Грозным, в войске которого было большое количество татар.
Последующая история татар внутри русского государства позволила им достичь численности в 5,5 млн. В Казани была открыта первая провинциальная гимназия Империи (1758). Императорский Казанский университет стал третьим университетом России, открытым в 1804 году. Вместо арабского алфавита татарская письменность развивалась на основе кириллицы.
Особую роль, особенно в военной истории России сыграли башкиры. Ногайские мурзы и сибирские правители доставляли много неприятностей башкирским племенам, пока те не вступили в московское подданство. Царское правительство гарантировало соблюдение вотчинного права башкир, свободу вероисповедания, сохранение местного самоуправления и общую государственную безопасность. Башкиры же несли воинскую службу как военно-служилое сословие, наподобие казаков, участвуя во всех крупных войнах.
В 1788 г. было утверждено духовное магометанское Собрание в Уфе, которое ведало всеми мусульманами на востоке страны.
В сфере образования в 1909 году был открыт Уфимский учительский институт, который затем стал Башкирским государственным университетом.
Другой тюркский народ — чуваши в составе Российской Империи перешли из язычества в Православие, составив с русским народом не только государственное единство, но ещё и духовное. Столица сегодняшней Чувашской республики Чебоксары была основана русскими ещё в 1469 году.

Финно-пермская группа

Совершенно особую роль в жизни финно-угорских народов, вошедших в состав России, сыграло русское Православие. Мордва, марийцы, удмурты, коми, карелы духовно присоединились к мировому христианству через Русскую Православную Церковь.
Начало взаимоотношений мордвы и русского народа относятся ещё ко временам Киевской Руси. Мордва вошла в состав Русского государства уже в XIV столетии. Современная столица Республики Мордовия была основана в 1641 году. Далее письменность у мокшанского и ярзянского языков в XVIII веке была разработана на основе кириллицы. В жизни мордвы распространился даже русский крестьянский уклад.
Марийцы как национальная общность вошли в состав русского государства после разгрома Казанского ханства. Сегодняшняя столица Йошкар-Ола (Царёвококшайск) была основана как русский город-крепость в 1584 году. При Петре I марийцы стали призываться в русскую армию и защищали вместе с русскими общее государство. Примерно тогда же стала развиваться марийская письменность на основе кириллицы. Первая грамматика марийского языка появилась в 1775 году.
Удмурты частью присоединились к Русскому государству до разгрома Казанского ханства, а частью уже после этого события. В первой половине XVIII века, после 1731 года, когда была учреждена комиссия новокрещенских дел, удмурты массово приняли Православие. Ижевск, столица сегодняшней Удмуртской республики, был основан в 1760 году как железоделательный, а затем и как оружейный центр Империи.

Калмыки и буряты

К России были присоединены и монгольские народы, исповедующие в своём большинстве буддизм. Калмыки ещё в 1608–1609 годах впервые принесли присягу на подданство русскому царю. Они были верными соратниками России и защищали южные рубежи России.
Для буддистов-калмыков, называвшихся ламаитами, в 1828 г. была дарована жалованная грамота на свободное отправление ламайского учения. Высшее лицо избиралось и определялось Высочайшим указом. Само управление по делам веры было разделено между Астраханским губернатором, главным приставом инородцев Ставропольской губернии и самим ламой. Столица современной республики Калмыкия Элиста была основана русским крепостным крестьянином Кийковым (1865 г.).
При присоединении Россией территорий вокруг Байкала в ареал русского государства попали монгольские племена, которые сформировали со временем единую общность — бурятский народ. Ещё до заключения Буринского договора 1727 года забайкальские буряты несли караульную службу по охране границы между Китаем и Россией. Далее в 1764 году были созданы 4 бурятских казачьих полка.
А после сформирования в 1851 году Забайкальского казачьего войска в его состав вошли три конных полка и три пеших бригады, среди которых были 5-й и 6-й бурятские полки. В области образования в 1833 году была открыта Русско-монгольская войсковая школа, в которой учились дети казаков-бурят. Современная столица Улан-Уде (город с 1775 Верхнеудинск) был основан в 1666 году казаками, как зимовье Удинское.

Народы Кавказа

Контакты Русского государства с кавказскими народами начались ещё со времен Мстислава Храброго, князя Тмутараканского, в конце X столетия. Он удачно воевал с хазарами, аланами, косогами. После преодоления татарского ига Московское государство продолжило с XVI столетия общение с кавказскими народами. Какие-то народы входили в состав России добровольно, какие-то принуждались к миру русской силой.
В Российской Империи были разные мусульманские сообщества, и поэтому русская власть организовала несколько духовных мусульманских управлений. Позже других (в 1872 г.) было издано Положение об управлении духовными делами магометан Закавказского края, которые ранее подчинялись Оренбургскому и Таврическому правлениям.
«Магометанское духовенство, — писал профессор И.С. Бердников, — назначается по выбору магометанского общества и по утверждению государственной власти. Муфтий назначается Высочайшим указом, кадии назначаются с утверждения Сената, а приходское духовенство с утверждения губернского начальства». В Закавказье Шейх-уль-ислам также назначался Высочайшим повелением, члены Духовного Правления — Кавказским наместничеством, а прочие духовные лица — губернатором.
В неспокойном Закавказском крае от мулл требовалось удостоверение о том, что они не состоят в антиправительственных обществах и не придерживаются запрещенных учений типа мюридизма. Все лица, назначаемые в мусульманское духовенство, прежде приводились к присяге на верность Императору.
«Мусульманские духовные лица, — указывал профессор И.С. Бердников, — подчинены единственно властям, установленным русским правительством. Им воспрещается, без особого дозволения главноначальствующего гражданской частью на Кавказе, обращаться к иностранным духовным или иным властям за какими-либо наставлениями и разъяснениями».
Русская государственная власть заботилась о распространении образования. Воюя с Турцией и Ираном, со своими геополитическими соперниками, Российская Империя способствовала безопасности и росту благосостояния кавказских народов, которые «под сенью дружеских штыков» пользовались всеми привилегиями мирного существования.
Территориальное расширение страны вобрало с состав Империи множество новых кавказских народностей и племён, которые часто не успевали проходить той бытовой и культурной спайки, которую претерпевали народы, попавшие в более структурированный национальный организм Московского государства.
Здесь интересно заметить, что развал СССР оставил в ареале Российской Федерации практически все народы, присоединённые ещё в Московские времена, и совсем немногих, вошедших уже в Петербургский период.
Москва значительно более умело и глубоко соединяла со своей государственностью покорённые народы, чем это делал Петербург и тем более СССР.
Большая Россия, даже расширяясь, всегда несла народам мир, благоденствие и замирение межнациональных противостояний. Империя — это всегда благо.

 

Читайте также: ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОРОДЦЕВ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

museum

Источник Версия для печати