С чем связано массовое бегство тех, кто строил здесь "стабильность", но как только появилась возможность, моментально уехал из России? Кто им позволил это сделать? У них были серьёзные активы за границей, но никто их не замечал? Цинизм, помноженный на ложь, — главный вывод, который, на мой взгляд, можно сделать из этой ситуации.
Николай Коломейцев, депутат Госдумы России:
Бывший премьер, 11 первых вице-премьеров, 28 губернаторов, носители самых сокровенных тайн, уже за кордоном, и, как сообщают в Сети, находящаяся под следствием замминистра обороны уже туда сбежала.
Чем больше я копаю и разбираю, например, тему владения бывшими и нынешними чиновниками, депутатами, сенаторами, менеджерами госкомпаний иностранной недвижимостью, тем больше понимаю, что тема по большому счёту в России табуирована. Большая часть власти не просто срослась со своими зарубежными активами, но и не желает их терять. Все попытки инициировать данный вопрос жёстко пресекаются.
Я лично переговорил с несколькими депутатами, они поддерживают тезис о необходимости наведения порядка и введения запрета на владение иностранной недвижимостью высокопоставленными "слугами народа" — как нынешними, так и бывшими. Более того, тот же депутат Коломейцев внёс предложение, которое, возможно (но не факт), станет законом. Однако до этого момента ещё очень далеко. Сейчас чиновникам и депутатам закон позволяет иметь иностранную недвижимость. Они до недавнего времени её активно скупали.
Например, у одного из бывших замов Набиуллиной — Сергея Швецова были активы в США, после — в Мексике. В 2017 году у него даже возникли серьёзные проблемы с пребыванием на своей должности. Швецову тогда грозило увольнение. Причина — завис вопрос с доходами от его зарубежной недвижимости.
По данным прессы, бывший министр сельского хозяйства Елена Скрынник имеет роскошную виллу на Лазурном Берегу Франции. А бывший министр иностранных дел Андрей Козырев живёт в одной из самых элитных высоток Нью-Йорка.
Вспомните бывшего губернатора Пермского края Чиркунова, который публично заявил после отставки, что "хочет жить подальше от русских". И таких примеров — десятки. И это речь про высокопоставленных "слуг народа". Одни во Франции, другие в Британии, третьи в Израиле.
Однако вернёмся к главному вопросу этой недели, который, как всегда, не заметили "большие каналы", но внимательно отследил Царьград. Речь про массовое бегство чиновников. Сами депутаты заговорили про провал кадровой политики в стране.
Николай Коломейцев, депутат Госдумы России:
Поймите, если председатель правительства, он же носитель гостайны, первые вице-премьеры, губернаторы, министры бывшие на протяжении вот этих лет уехали, это неправильный кадровый подбор. И второе, они же все подписывали первую форму, которая не допускает выезд за границу без специального разрешения. Ну что, получается, им кто-то дал разрешение или просто не контролируют.
Особая тема — топ-менеджеры крупнейших госкорпораций и госбанков. Как я уже отметил, по степени влияния и допуска к информации под грифом "ДСП" они дадут фору многим чиновникам и депутатам.
Первые серьёзные разбирательства начались ещё четыре года назад, когда депутат Госдумы Александр Якубовский обратился в ФСБ, в котором указывал на конкретных персон с иностранным гражданством среди менеджеров крупнейшего банка страны. Причём речь шла о резидентах, например, США и Британии, которые на тот момент уже ввели санкции против России и намерены были их расширить.
Александр Якубовский, депутат Госдумы России:
Я не против иностранного менеджмента в российских компаниях как такового. Но здесь речь о том, что у человека есть неограниченный доступ к информации — финансовой, персональным данным в том числе сотрудников спецслужб, силовиков да и просто десятков миллионов наших сограждан. И такого быть не должно.
В запросе господин Якубовский приводит несколько конкретных имён: Лев Хасис — гражданин США, Юлия Чупина — гражданка Испании, Давид Рафаловский имеет двойное гражданство — Израиля и США. Да, большинство подобных топов покинули свои позиции, но они с собой забрали и уникальную информацию, которой владели.
Алексей Лапушкин, экономист:
Ту проблему, которую Николай Васильевич Коломейцев обозначил, она очень серьёзная. Особенно в свете того, что в Сети появилась информация, что Михаил Лесин, погибший в Вашингтоне, бывший министр печати, сотрудничал с американскими спецслужбами. Отъезд секретоносителей в условиях ведения специальной военной операции, в условиях беспрецедентного внешнего давления санкционного на нашу страну, это, конечно, представляет серьёзную опасность.
Когда я вижу сообщения, что "слугам народа" могут запретить выезд за границу даже после сложения полномочий, у меня возникает вопрос: почему так поздно?
Почему это до сих пор инициативы, а не принятый закон? Ведь мы хорошо с вами знаем, как Госдума может сразу в трёх чтениях одобрить необходимый правовой акт.
Вячеслав Володин, председатель Госдумы России:
Хорошее предложение. На самом деле оно действует в отношении государственных служащих: если государственный служащий допущен к секретной информации, имеет первую форму допуска — пять лет вводятся ограничения.
Володин также добавил, что если такое решение будет принято, то "у нас будут избираться люди, понимающие, что они работают в интересах страны и это не прогулка.
До сих пор депутаты, сенаторы, чиновники, тем более топ-менеджеры госкорпораций, как имели, так и имеют свои "запасные аэродромы" за пределами России. Лично знаю нескольких персонажей, которые в российском обществе считаются большими патриотами, но при этом имеют зарубежные активы. Нам они говорят, что Запад больше не является приоритетным направлением для России. Однако на поведении элиты данный факт никак не сказался.
И тогда возникает закономерный вопрос: простите, кто лукавит, лжёт и изворачивается, как уж на сковороде? Где закачивается их цинизм и начинается патриотизм? Или всё это — фигура речи для зрителей, читателей и слушателей, а реальные дела они ведут за плотно закрытыми дверями?
Сергей Обухов, депутат Госдумы России:
Что касается, например, премьера Касьянова и заканчивая даже 11 вице-премьерами, последний там, по-моему, что-то у нас вице-премьер за "Почту России" отвечал, в Израиле, но это тоже понятно. Мы декларировали в …, мы, имеется в виду, наша власть, концепция государственного развития предполагала вхождение Запада глобальное в глобальный проект. Раз … Запад — глобальный проект, и наша "элитка" всё делала для того, чтобы быть частью вот этой глобальной, пускай на задворках, пускай в какой-то там подчинённой роли, но … … и продавались интересы страны. И поэтому … что покинули, как только стал понятен вектор политики на национализацию элиты, вектор политики на возвращение суверенитетов. И конечно, как представителей, как приказчиков западных транснациональных корпораций это всё не устроило, они уехали. Ну, раз принято решение их всех выпустить, то… Чубайса же не задержали.
((СТУДИЯ)) На мой взгляд, до сих пор мы имеем весьма гнилую элиту, которая за минувшие тридцать лет развратилась в своей безнаказанности и вседозволенности. Да, им запретили иметь двойное гражданство или ВНЖ, если работаешь на госслужбе или голосуешь в парламенте. Однако строгость закона, как говорят в России, компенсируется либеральностью его исполнения. Помню, была депутатом Госдумы известная оперная певица. Так вот, она прошла все контроли, попала на Охотный Ряд, а когда уехала из России, то выяснилось, что у неё давно было гражданство Германии. Я против того, чтобы опускать железный занавес, но я против тотального самообмана. Убеждён, что если в России не будет запущен процесс смены элит, то многие начинания обречены на провал. Они будут здесь строить "стабильность", а после сваливать в места своего постоянного жительства. Давайте начнём с малого — и запретим чиновникам, депутатам, сенаторам иметь недвижимость за границей. И ещё. Введите мораторий на выезд из страны тем, кто имел высокую степень допуска к гостайне. Например, на пять лет. В конце концов, всех из содержали налогоплательщики. Ничего страшного не произойдёт, если "слуги" после своей отставки поживут в той системе координат, которую своими руками создали в России. На мой взгляд, это будет справедливым решением.