29 марта 2011 г. в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации состоялось совместное заседание объединённой рабочей группы консультационно-методического совета по управлению мегаполисом исполнительного комитета московской городской организации партии «Единая Россия», международной «Гильдии финансистов» и Экспертной лиги управляющих по развёртыванию проекта «Москва – крупный международный финансовый центр».
Ведущим семинара был руководитель Экспертной лиги управляющих Борис Литвак. На заседании выступили начальник управления по развитию перспективных направлений экономики города Москвы Николай Сухов, представители экспертного сообщества. В заседании также принял участие начальник Московского отдела РИС-О Антон Любич.
На встрече экспертным сообществом обсуждалась реализация мероприятий по созданию международного финансового центра в Москве. Примечательно, что в Москве ни одно из значительных направлений жизни не отвечает критериям для создания крупного международного финансового центра. Улучшения требуются и в развитии транспортной инфраструктуры, и в обеспечении жильём, и в обеспечении школами и детскими садами для детей работающих в городе, и в телекоммуникационной инфраструктуре, и в вопросах обеспечения безопасности, и в развитии инфраструктуры досуга и отдыха и т.д. По всем основным показателям Москва отстаёт не только от ведущих финансовых центров мира, но и от своих региональных конкурентов. Например, Москву опережают Прага с Варшавой и уже вплотную теснят Таллинн и Алма-Ата (рейтинг GFCI).
На сегодняшний день в Москве реализовывается 23 целевые программы, в рамках которых осуществляются мероприятия, направленные на создание в городе инфраструктуры для международного финансового центра. В 2012 г. на эти цели городской бюджет выделит 1,2 трлн рублей против 213 млрд рублей в этом году.
Группой экспертов была презентована имитационная модель, которая может использоваться для предварительной апробации различных решений в процессе создания МФЦ в Москве.
Выступая на заседании, представитель Российского Имперского Союза-Ордена обратил внимание на следующее:
«Начав развитие международного финансового центра, мы принципиально не решили вопрос, зачем он нам нужен. Конечно, в концепции написаны «цели», но нет системного видения, для чего мы всё это делаем.
Из возможных целей создания МФЦ в Москве наиболее правильной видится разве что привлечение того капитала, который сейчас уходит из России, в проекты в реальном секторе экономики России. Аналогично может привлекаться и долгосрочное иностранное инвестирование. Для этого необходимы гарантии права собственности, системы правосудия. Сегодня всуе уже вспоминали «валютных спекулянтов», которые приходят на наши рынки. Но спекуляция у нас процветает на финансовых рынках по причине весьма странной политики в отношении курса рубля. Мы уже не первое десятилетие говорим о том, что целью денежной политики должно быть таргетирование инфляции, но в этом направлении реальных шагов не предпринимаем. Будет стабильный курс рубля и прогнозируемая валютная политика, придут долгосрочные инвесторы и станет меньше спекулянтов. Но это, конечно, задача для федерального уровня.
Теперь по вопросу о решении задач создания МФЦ на региональном уровне. Представитель правительства Москвы сегодня перечислил множество мер от развития дорожной сети до строительства детских садиков. Но все эти меры – это нормальная политика нормального городского правительства, направленная на улучшение жизни горожан. Неужели это нельзя делать без МФЦ? Это нужно делать в любом случае, потому что если у нас нет нормальных условий для жизни в городе ни по одному показателю, нам стоит задуматься, по силам ли нам задача создания международного центра. Однако это всё же косвенные вопросы, это предпосылки, а не меры, направленные на создание МФЦ. Но это не значит, что на региональном уровне ничего нельзя сделать для привлечения инвестиций и развития финансовых рынков.
Налоговый кодекс предоставляет субъектам Федерации право на изменение налоговых ставок и предоставление льгот по налогам, уплачиваемым в региональный бюджет. Есть положительный опыт Пермского края, где была снижена на 4 процентных пункта ставка налога на прибыль организаций, инвестиции пошли в Пермский край. Даже без изменения налоговых ставок есть множество направлений, где можно улучшить климат. Прежде всего, упрощая административные процедуры, вводя электронный документооборот, сокращая количество согласительных процедур для бизнеса, снижая количество проверок и проверяющих. Не стоит забывать, что и в отношении развития отношений между исполнительной и судебной властями многое решается на уровне региона, от которого в высокой степени независимость судей зависит. Мировые судьи у нас и вовсе относятся к региональным чиновникам.
Вот это реальные шаги, которые могут быть осуществлены на региональном уровне, и которые относятся именно к созданию условий для возникновения МФЦ».
Версия для печати