Сегодня Государственная Дума, где для принятия решений достаточно голосов одной партии, будет голосовать по вопросу о договоре между Российской Федерацией и Норвегией от 15 сентября 2010 г. о делимитации морских границ в Баренцевом море. Это уже не первый случай передачи российской территории иностранным государствам на основе «развития дружественных дипломатических отношений» или, как говорят в народе, за просто так (ещё при президенте Путине о.Тарабаров и часть о.Большой Уссурийский в течении реки Амура были переданы Россией Китаю).
Даже если не брать в расчёт такие мелочи, как территориальная целостность, такая договорённость категорически не выгодна России экономически: потери углеводородов для будущих поколений россиян, находящихся в месторождениях шельфа, отошедшего Норвегии, составляют до 5 млрд тонн извлекаемых ресурсов в пересчёте на нефть. Ежегодная потеря рыбных ресурсов для российских рыбаков составит порядка 150 тыс. тонн, в основном тресковых пород.
Теперь общая картина выглядит как-то так:
1) Россия отдала примерно половину от указанных выше 155 тыс. кв. км. акватории. Просто отказалась от суверенных прав. Навсегда отступила от того, что считалось исключительно нашим.
2) С учётом прецедентного характера международного морского права Россия добровольно отказалась от применения универсального принципа секторного деления. Семьдесят четыре года мы его использовали, а более не сможем уже никогда.
3) Отказ от принципа секторного деления – в частном рассматриваемом случае это фиксировалось в двух взаимосвязанных тезисах «The sea is divided along lines of longitude, with the North Pole as the center» («Море разделяется вдоль линий долготы с Северным полюсом как центом») и «The North Pole would be split among countries» («Северный полюс может быть разделён между странами») – автоматически означает отречение от положения, при котором Москва когда-либо может считать Северный полюс российским.
Я даже не знаю, как это комментировать... Честно...
Версия для печати