Благовещение – это один из главных церковных праздников, установленный в память о радостном событии – явлении архангела Гавриила к Деве Марии с благой вестью о том, что Дева родит Младенца-Спасителя, Сына Божия – Иисуса Христа.
Евангелии от Луки (1: 28 – 33) повествует об этом событии так:
«Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца».
Как отмечал митрополит Сурожский Антоний, Благовещение – это торжество полного, всеобъемлющего доверия Девы Марии Богу: «В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом чистоты сердца, подвигом любви к Богу. Подвигом, ибо отцы говорят: «Пролей кровь, и примешь Дух...» Один из западных писателей говорит, что Воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней».
Также Святая Церковь чтит сегодня память святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России.
Святитель Тихон (в миру Василий Иванович Беллавин) родился 19 января 1865 г. в Псковской губернии в семье потомственного священника.
В 1888 г. окончил Санкт-Петербургскую Духовную академию. В 1891 г. был пострижен в монашество с наречением имени Тихон. В 1897 г. состоялась его хиротония во епископа Люблинского, викария Варшавской и Холмской епархии.
С 1898 по 1907 гг. занимался миссионерской деятельностью в США, его миссия имела большой успех. В 1905 г. возведён в сан архиепископа.
С 1907 по 1913 гг. был архиепископом Ярославским и Ростовским. В это время вступает в монархический Союз Русского Народа, возглавляет его Ярославское отделение.
С 1913 по 1917 гг. архиепископ Литовский и Виленский.
В 1917 г. избран архиепископом Московским и Коломенским. Уже после избрания возведён в сан митрополита по решению Святейшего Синода, утверждённому Временным правительством.
5 ноября 1917 г. жребием избран на Поместном Соборе Православной Российской Церкви Патриархом Московским и всея России. Таким образом, стал первым российским Патриархом после упразднения этого института в царствование Императора Петра I.
19 января 1918 г. Святейший Патриарх Тихон анафематствовал коммунистов за чинимое ими богоборчество. Анафема снята не была:
«Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей – загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей земной.
Властью, данною Нам от Бога, запрещаем вам приступать к Таинам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите ещё имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной.
Заклинаем и всех вас, верных чад Православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение: «Измите злаго от вас самех» (1 Кор. 5:13)».
21 июля 1918 г. публично осудил расстрел Императора Николая II и Членов Его Семьи.
5 мая 1922 г. Патриарх был взят под арест и заточён в Донском монастыре. Из-под ареста он был освобождён в 1923 г. после того, как публично заявил, что «отныне советской власти не враг»: «Я окончательно и решительно отмежевываюсь как от зарубежной, так и внутренней монархическо-белогвардейской контрреволюции».
В 1925 г. против Патриарха возбудили уголовное дело за связи с иностранными разведками. Под следствием Патриарх скончался в Донском монастыре на Благовещение 7 апреля 1925 г.
Версия для печати