Ваше Высочество, сегодня уже можно говорить о всесторонней интеграции Российского Императорского Дома в культурную жизнь не только Российской Федерации, но и ряда государств Ближнего Зарубежья (Украина, Белоруссия, Армения, Молдавия). Постоянно проводятся мероприятия с участием Вашего Высочества, посвященные знаменательным датам отечественной истории, Вы присутствуете на открытие памятников и мемориалов, встречаетесь со светскими и духовными лидерами. В Приднестровье подписан Указ Президента о статусе Императорского Дома, в котором зафиксированы принципы сотрудничества республиканского государства и неправящей династии.
В связи с этим хочу задать вопрос: каковым видится Вашему Высочеству роль Императорского Дома в сближении государств, возникших после распада СССР?
Смысл существования Императорского Дома как исторической институции заключается в сохранении постоянной живой связи с прошлым, из которого мы стараемся извлечь уроки. Одной из своих главнейших задач мы видим в непрестанном напоминании всем народам бывшей Российской Империи, что у нас гораздо больше светлых страниц общей истории, чем темных. Я всецело признаю независимость возникших после 1991 года государств, новые международные соглашения, внутреннее законодательство каждой страны. Но также я всегда говорю, что, хотя государства у нас теперь разные, но Отечество остается одно. За него проливали кровь наши предки всех национальностей в Отечественную войну 1812 года, в I Мировую войну 1914-1918 гг., в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. Это единое цивилизационное и культурное пространство, которое не может быть разрушено переменчивыми политическими обстоятельствами. В каждом государстве этого пространства я чувствую себя на Родине. Уверена, что это не только мои ощущения.
Нельзя забывать, что все мы – одна семья. В семье тоже происходят разные перемены. Дети и родители, братья и сестры иногда разъезжаются, начинают жить совершенно самостоятельно. Но при этом в абсолютном большинстве случаев они не отрекаются от своего духовного и кровного единства, от взаимной любви. Когда им плохо, они ищут помощи, прежде всего, у родных, а не у чужих. И радости стремятся разделить тоже с родными.
Думаю, что Императорскому Дому удается внести свою лепту в восстановление и укрепление взаимоотношений братских народов, как внутри Российской Федерации, так и между нынешней Россией и ее ближайшими соседями. Какими путями пойдет дальнейшее сотрудничество, и каковы могут быть формы интеграции, покажет будущее.
Известная формула графа Уварова утверждала, что вся российская государственность основана на трех составляющих: православии, народности и самодержавии. Миллионная очередь людей, стоящих перед Храмом Христа Спасителя, чтобы поклониться христианской святыне – Поясу Пресвятой Богоматери, с очевидностью свидетельствует, что Россия остается глубоко верующей православной страной. Насколько, по мнению Вашего Высочества, актуальны для нашего времени, два других постулата уваровской формулы?
Национальные идеалы, которые в свое время весьма удачно сформулировал граф Уваров, находятся в неразрывной взаимосвязи. Каждая составляющая, так или иначе, включает в себя все элементы целого. Россия после десятилетий жестоких гонений на религию явила всему миру чудо возрождения веры. Большинство верующих принадлежит к Русской Православной Церкви, в учении которой заложены такие принципы, как богоустановленность царской власти и соборность, являющаяся высшим проявлением народного единства.
Народность, то есть сознание своей принадлежности к нации с ее неповторимыми историей, судьбой, характером и стремлениями, не может перестать быть актуальной. Подлинная народность немыслима без веры и без уважения к закону и государственной власти. Если эти скрепы отсутствуют, нация лишается воли и самоорганизации, атомизируется и распадается, перестает существовать.
Наиболее спорным и не всегда понятным для современного человека является «самодержавие». Из-за политической пропаганды под этим словом стали подразумевать вседозволенность и неподконтрольность власти. На самом деле, лучшие мыслители и правоведы трактуют самодержавие, прежде всего, как авторитетность, суверенитет и независимость. Полагаю, что во избежание разночтений в наше время лучше использовать термин «суверенитет». Власть, во всей своей полноте, обязана быть суверенной или, как говорили прежде, самодержавной. А вот как распределяются полномочия внутри общей государственной власти, в ком персонифицируется верховная власть – это зависит от эпохи и обстоятельств. Полномочия монарха, президента, парламента, правительства, армии, органов прямой демократии, различных элит – могут сужаться, могут расширяться, могут изменяться по форме. Самое главное, чтобы власть всегда была суверенной, зависела только от народа своей страны и служила его интересам.
Говоря о народности и православии, нельзя не коснуться весьма болезненной для нашего общества темы – национального вопроса. К сожалению, в настоящее время в России все сильнее проявляются националистические настроения, ксенофобия, не редкость – кровавые преступления по национальным мотивам. В тоже время, немало желающих сыграть на «русской карте», требующих правовых преимуществ для русских. Хотелось бы узнать Ваше мнение по данному вопросу.
Здоровый национализм – вполне нормальное явление. Человеку свойственно любить членов своей семьи больше, чем чужих людей, и свой народ – больше, чем другие народы. Однако любовь к своему ни в коем случае не подразумевает ненависти к чужому. Наоборот, если мы сами способны любить, то мы с большим пониманием относимся к другим людям, которые, также как мы, любят своё. Если периодически в единой многонациональной всероссийской семье и возникают конфликты интересов между этносами, их нужно разрешать спокойно, на основе разумных и справедливых компромиссов, как между родственниками и соседями, а не как между неприятелями.
В Российской Империи существовал богатый опыт урегулирования межнациональных проблем. И их было гораздо меньше, чем сейчас. Государствообразующей нацией, разумеется, были и остаются великороссы. Это историческая данность, и нелепо спорить со столь очевидным фактом. Но до революции 1917 года все жители Всероссийской Империи, а не только великороссы, считались русскими. Кстати, во всем мире такое понимание осталось по сей день. Для иностранцев русские – это и украинцы, и белорусы, и татары, и узбеки, и евреи, и молдаване, и грузины, и армяне, и любые выходцы из СССР или потомки выходцев из дореволюционной России. В этом есть глубокий положительный смысл. Русские – это не столько этническое, сколько духовное и культурное понятие, также как в древности понятие римлянин было не этническим, а цивилизационным. Если человек чувствует себя русским, то он им и является, независимо от национальной принадлежности.
Главным принципом многонационального государства является диалектическое сочетание единства общих интересов с многообразием этнических и региональных особенностей. Власть должна защищать и воплощать в жизнь этот принцип с мудростью и величайшим тактом.
Националистический и религиозный экстремизм – это проявление дикости, не имеющее, в действительности, ничего общего ни с одной религией и ни с одной национальной традицией. Это проявление комплекса неполноценности, неуверенности в себе, в своих вере и национальном достоинстве, когда люди не видят иного решения своих проблем, как только насилием и подавлением других. Но это явление никогда не возникает без причины, на пустом месте. Агрессивный национализм просыпается, когда несправедливо нарушаются права людей по национальному признаку – или меньшинств, или большинства, или и тех, и других, каждых по-своему.
Как случайные просчеты, так и сознательные политические игры в этой сверхделикатной сфере чреваты страшными последствиями. В толерантной Европе всё громче слышатся голоса об ошибочности прежнего курса, приведшего к тому, что коренное население сначала с растерянностью, а потом с накапливающимся раздражением наблюдает за натиском людей совершенно иных культур, которые совершенно не желают адоптироваться в новой для себя среде и которым абсолютно чужда и непонятна вся система европейских ценностей, включая саму толерантность.
У нас есть замечательная пословица, применимая и к проблеме миграции: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». Уважением и защитой закона должны пользоваться все без исключения – и большинство, и меньшинства, и мигранты. Но несправедливо, если права коренного населения ущемляются, а пришельцы получают привилегии без четких обязательств исполнять свой гражданский долг перед второй Родиной и относясь к ней с пренебрежением.
В тоже время, недостойно великих наций подвергать насилию и унижению простых людей, как правило, пришедших в наши страны не от хорошей жизни, а от бедствий и нищеты. Нельзя забывать, что бывали трагические моменты в истории, когда миллионы наших соотечественников оказывались в положении изгнанников и тоже ожидали милосердия и защиты со стороны других народов. Самыми уязвимыми всегда оказываются наиболее несчастные и безвинные. Они первыми подвергаются всем неприятностям, потому что беззащитны. В тоже время истинные виновники сложившейся ситуации не испытывают никаких проблем, а иногда специально подливают масла в огонь, потому что им выгодно такое положение дел для сохранения их богатства и власти. Нужно не травить бедных людей, не уподобляться худшим из них, устраивая драки и погромы, а законными методами добиваться корректировки государственной политики, ибо только государство способно эффективно урегулировать проблему законодательными мерами, организацией потоков миграции и созданием программ культурной адаптации пришельцев из других стран.
Некоторые люди стараются оправдать беспорядки на национальной почве бездействием властей. На самом деле, этот аргумент отчасти объясняет некоторые ситуации, но ни в коей мере не оправдывает их. Стихийным насилием всё равно нельзя ничего урегулировать. От него чаще страдают не истинные преступники, а случайно попавшиеся под руку неповинные люди. И клин во взаимоотношения между некогда братскими или добрососедскими народами, таким образом, забивается всё глубже.
Часто национальные конфликты связаны не с реальными проблемами, а с предрассудками, невежественной политиканской демагогией и плохим знанием истории и культуры – не только чужой, но и своей собственной. Я думаю, нам необходимо создание общегосударственной сети культурно-образовательных центров, где мигранты смогут получить сведения о базовых ценностях России, а российские граждане всех национальностей – больше узнать о духовном мире друг друга и о традициях иных народов, исторические судьбы которых переплетаются с жизнью нашего Отечества. Также нужно понимать, что в такой большой стране, как Россия, не может быть единого рецепта для всех. В мегаполисах у этих центров должна быть своя программа, в исконно великорусских областях – своя, в регионах, где доминируют другие национальности – своя.
Большую роль способно сыграть введение преподавания в школах основ православной культуры, а также основ других традиционных религий и светского религиоведения. Эти курсы нельзя противопоставлять друг другу. В зависимости от региона может меняться соотношение объемов этих курсов, но все они обязательно должны присутствовать в системе воспитания российского гражданина с юных лет.
Отрадно, что первые лица современной России, наконец, заговорили о национальном вопросе более четко и определенно. Дай Бог, чтобы это не осталось предвыборными лозунгами, и за словами последовали дела.
В традиционно многонациональной России любой агрессивный национализм - это благодатная почва для внешних враждебных сил, желающих нашего раздробления и ослабления, и для непорядочных политиков, которые хотят властвовать, разделяя и стравливая людей. В большинстве случаев национальные конфликты создаются искусственно, в рамках изощренных политических технологий. Но от каждого человека зависит, согласится ли он стать объектом манипуляций, поддастся ли он на провокации, или поймет, что зло нельзя победить злом, и что свои права нужно отстаивать в рамках законности, чести, доброты и здравого смысла.
Вы неоднократно заявляли о своем принципиальном отказе от политической деятельности. Однако отказ от участия в выборах, не означает отказа от гражданской позиции. Как Ваше Высочество относится к предстоящим президентским выборам, есть ли у вас предпочтения среди кандидатов на высший государственный пост?
Императорский Дом не участвует ни в каких формах политической борьбы, так как его главная миссия, особенно в современном мире, заключается во внепартийной арбитрирующей роли хранителя традиций, объединяющих нацию.
Поэтому я не могу говорить о моих личностных предпочтениях, тем более во время предвыборных кампаний. Но я готова поделиться с соотечественникам общими мыслями относительно нынешней ситуации.
Кто бы ни находился у власти, он не должен считать, что оппозиция состоит исключительно из врагов народа и разрушителей государства. И кто бы ни оказался в оппозиции, он не должен забывать об ответственности в критике власти.
Во взаимных спорах не следует прибегать к недоказуемым демагогическим обвинениям. Это обесценивает и ту часть критики, которая вполне обоснована. В цивилизованном правовом государстве обвинения не должны звучать на площадях и в средствах массовой информации, если одновременно они не могут быть доказаны в суде.
Политика – это искусство компромиссов. Компромисс рождается только в диалоге, когда стороны, при всех разногласиях, умеют слышать друг друга.
Как бы ни развивались дальнейшие события, главнейшая задача как власти, так и оппозиции – больше не допустить в нашей стране никаких проявлений Гражданской войны. ХХ век показал, что этим путем невозможно решить ни одной из проблем, а можно лишь дальше уничтожать свою Родину и свой народ.
В рамках той политической системы, которая существует в России в настоящее время, от личности Президента зависит очень многое. Президентские выборы в России, в отличие от думских, в которых, к сожалению, пока законодательно закреплено полное господство партийности, - это выбор не столько набора предвыборных лозунгов и партийных программ, сколько, в первую очередь, личности, пользующейся доверием большинства народа.
Каждый гражданин, принимающий участие в выборах, должен быть ответственным и честным перед самим собой. Нельзя голосовать под чьим-то давлением, стыдно продавать свой голос, не стоит голосовать не по убеждению, а «назло». Нужно сопоставлять и анализировать слова и дела политиков и оценивать их и умом, и сердцем.
Создать идеальный политический режим не удастся никогда и никому. В любом государстве и обществе всегда есть недовольные, всегда идет конкуренция. Но подлинной стабильности можно добиться только в том случае, если и у власти, и у оппозиции постепенно выработается признание общей фундаментальной системы государственности, состоящей из устоев, которые признаются нерушимыми и неприкосновенными. Мы должны стремиться к возрождению и развитию баланса свободы и порядка, сильного государства и развитого гражданского общества. Не противопоставлять их, как часто делается, а искать между ними гармонию. Её нельзя импортировать, но можно достичь своими силами, опираясь на исторический опыт нашего Отечества.
История – это всегда настоящее, обращенное в прошлое. Мы стоим перед двумя датами, определившими развитие России на столетия. Я имею в виду 400-летие восшествия на престол династии Романовы в 1613 году и победу русского народа в Отечественную войну 1812 года. Как Ваше Высочество оценивает эти события с позиции нынешнего времени?
Отмечая две этих великих даты, мы должны помнить, что и в том, и в другом случае мы прославляем, в первую очередь, не монархов, не полководцев и прочих знаменитых людей, сколь бы ни был весом их вклад в победу, а наш великий многострадальный народ, который, с помощью Божией, мужественно и жертвенно перенес невероятные тяготы стольких войн и смут. Пример предков дает нам надежду, что и из нынешней непростой ситуации мы найдем выход, и Россия вновь вернет себе то благосостояние и место в мире, которого она заслуживает.
А когда мы говорим о государях, о духовных и светских вождях и героях, то мне хотелось бы, чтобы их память была увековечена, в первую очередь, не пышными праздниками и помпезными монументами, а добрыми делами, направленными на улучшение жизни соотечественников сегодня. Молитва о них, соединенная с различными социальными акциями, посвященными их славным именам, станет лучшим знаком уважения и благодарности с нашей стороны и создаст им памятники в сердцах людей.
Опубликовано с небольшими сокращениями: Крылов-Толстикович А.Н. Великая княгиня Мария Владимировна: «Политика – это искусство компромиссов» // Российские вести, 2012, 9-15 февраля (№ 4 (2078))
Версия для печати