Как сообщает "Русская Народная Линия" служба «Среда» опубликовала итоги опроса митинговавших на Болотной площади 4 февраля. Как следует из исследования, 66% опрошенных верят в Бога, 28% исповедуют Православие и идентифицируют себя с Русской Православной Церковью, сообщает сайт Regions.ru. При этом митингующие довольно критически оценивают роль Церкви в конфликте власти и оппозиции. По результатам обеих волн опроса около 70% опрошенных отмечали, что Церковь поддерживает власть, при этом около 80% считают, что она не должна поддерживать ни одну из сторон. Это расхождение проявляется и среди назвавших себя православными: 60% из них отмечает, что Церковь поддерживает власть, в то время как 65% говорят, что Церковь не должна принимать ничьей стороны, а призывать людей сохранять бдительность и не допускать кровопролития. В связи с этим корреспондент издания попросил православных священнослужителей ответить на следующие вопросы: Разделяете ли вы впечатление, что Церковь в данном случае выступила на стороне власти? Отчего, по вашему мнению, могло возникнуть такое впечатление?
Протоиерей Борис Михайлов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях считает, что «то, что мы видим сейчас – позиция Церкви, ее взаимоотношения с государством, - во многом формировалось еще в советское время». «Вот этот советский стереотип очень крепко засел и в головах, и в поведении, и в традиции. И он до сих пор не преодолен. И его, конечно, надо преодолевать, и большинство опрошенных на Болотной площади это хорошо понимают. То, что сказали люди о позиции современной Русской Церкви и о ее отношениях с властью – это верно, это так. И я с ними согласен: и что в данном случае Церковь именно что поддержала одну из сторон конфликта, а именно власть, и что в этом нет ничего хорошего и так быть не должно».
Между тем, протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве считает, что Церковь поддерживает не политический строй, а существующий порядок вещей, и это у людей отождествляется с поддержкой власти. «Безусловно, у той части избирателей, которые присутствовали на митингах, есть основания быть недовольными: их не устраивает коррупция, олигархический произвол и другие проблемы, которые отождествляют с властью. И верующие, которые так считают, позицию Церкви воспринимают критически. Но ведь иной-то власти нет! Была бы другая – Церковь так же "поддерживала" бы ее. А демонстрация еще не есть власть, чтобы ее поддерживать и позволять сползать стране в революционный хаос», - сказал он. «Церковь в какой-то степени вынуждена поддерживать существующий порядок вещей. Ее идеология всегда разумно-консервативна, поскольку история показывает: большинство революционных попыток изменить политический строй заканчиваются разрухой и кровопролитием. Поэтому позиция Церкви в данной ситуации абсолютно нормальна, хотя некоторых и не устраивает», - заключил священник.
Протоиерей Александр Добродеев, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями отметил, что «для Церкви поддерживать власть – что забивать роялем гвозди», поскольку «у рояля есть более высокое назначение, и у Церкви тоже». «Нельзя Церковь опускать до конфликтов такого уровня. Церковь всегда вне политики, хотя по своей вертикальной структуре она более сродни власти, чем анархии. Церковь – это объединяющая сила, она над всем миром, а не только над определенной частью общества, она решает вопросы консолидации и объединения людей, основываясь на своих базовых канонах и традициях. Конечно, Церковь – это не только священники, но и миряне. А люди, приверженные Православию, есть везде: они могут быть как во власти, так и в рядах оппозиции. Но нельзя думать, что Церковь будет агитировать или поддерживать какую-то одну сторону», - заключил он.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине считает, что «участники митингов сами не хотят слышать мнение Церкви, но требуют, чтобы Церковь слушала их». «Данные опроса лишний раз подтверждают, что на Болотной площади собрались интеллигенты, которые называют себя либеральными – хотя в отношении Церкви они поступают отнюдь не либерально, диктуя, как она должна себя вести, и требуя, чтобы она вышла на баррикады вместе с ними. Когда эти люди вместо таких требований придут в церковь и спросят: "Батюшки, скажите, что нам делать?" - вот тогда я тоже приду к ним на митинг. А пока я понял, что с ними еще рано общаться. Они называют себя православными, но слушать Церковь не намерены. На мой взгляд, это компрометирует и их мнения по другим вопросам. Без тишины и мира в сердце понять, что происходит вокруг, не получится. А значит, митинги – это просто гвалт, который уводит людей от возможности здравого решения важных проблем – в пучину политических страстей», - убежден пастырь.
Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма святых Косьмы и Дамиана в Шубине полагает, что у Церкви должна быть своя позиция и своя точка зрения, которую она должна бы доносить до власти. «Это и для власти могло бы стать очень важным инструментом обратной связи», - полагает он. «Мнение тех 65%, которые говорят, что Церковь должна быть нейтральной и призывать людей не допускать кровопролития, мне ближе. Церковь должна ходатайствовать перед властью о нуждах народа. Я думаю, что это мнение большинства подразумевает не противостояние Церкви власти, оппозицию ей, а пожелание Церкви занимать позицию печалования и нейтралитета именно в политическом отношении. Но говорить, что Церковь в данной ситуации откровенно выступает на стороне власти, я бы все-таки не стал: мне такой вывод кажется необоснованным», - заключил он.
Священник Александр Шумский, клирик храма Святителя Николая в Хамовниках, считает, что неправы те православные, которые утверждают, что Церковь не должна поддерживать государство. «Она поддерживает его ради созидания мира и единства народов, живущих в России», - сказал он. «Дело не в цифрах, дело в самой сути русской истории. Церковь всегда поддерживала государственную власть, которая создавала и созидала русское единство – единство нашей страны, нашего народа. Если мы посмотрим на русскую историю, то увидим, что выдающиеся представители Церкви власть всегда поддерживали и укрепляли ее. Достаточно назвать имя святителя Алексия митрополита Московского (кстати, 25-го числа – день его памяти). Если бы он не поддерживал Московского князя, если бы он "не вмешивался в политику", как сейчас говорят, что бы было с русской землей, которая была окружена врагами, а изнутри - раздираема междоусобицами? Страна просто погибла бы. Ситуация очень похожа на современную. И святитель Алексий стал символом русского единства», - напомнил пастырь.
«И сегодня Церковь служит единству не только русского народа, но и всех народов, живущих в России. Поэтому Церковь будет поддерживать и государственную власть, отстаивающую единство страны. Встреча В.Путина со Святейшим Патриархом и представителями других конфессий – тому подтверждение. Это самая верная политика в создавшейся ситуации. А "нейтральная" позиция Церкви была бы погибельной для России. Церковь не может устраняться в подобных случаях от благого воздействия на власть. Это благое воздействие – именно в поддержке этой власти. Нельзя оказывать благое воздействие на власть, находясь в оппозиции к ней. Тем более, что нынешняя российская власть при всех ее недостатках все-таки поддерживает Церковь. Но при этом Русская Православная Церковь никогда не была рабом и послушной игрушкой в руках государства и сегодня таковой не является, и не будет являться. Патриарх избрал абсолютно правильный курс в отношениях с государством, которое сейчас нуждается в поддержке Церкви», - заключил отец Александр.
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери полагает, что «митингующие хотят видеть и в Церкви некое протестующее учреждение, но она никогда таким не станет». «Церковь находится на стороне стабильности и мирного решения всех гражданских проблем и конфликтов. Она не с властью, она всегда с Богом и народом. Думаю, результаты опроса обусловлены тем, что участники митингов хотят видеть еще и в лице Церкви некое протестное учреждение, чем Церковь никогда не станет. Власть – это лишь средство для того, чтобы в стране был порядок, поэтому в этом вопросе Церковь с властью сотрудничает. Помимо карательных органов власть имеет органы социальные, а Церковь заботится обо всех обездоленных и болезнующих – это ее христианская обязанность», - пояснил он.
Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель Московской духовной академии и семинарии отметил, что позиция Церкви в данной ситуации ему представляется вполне приемлемой: «она не встала на сторону власти, а призвала к спокойствию и прежде всего к молитве». «Для человека верующего и церковного политическая активность – всегда под вопросом: насколько она полезна, насколько она необходима. В общем, она воспринимается как великое искушение. И для этого есть веские основания в самом Священном Писании. Также и уважение к властям – не пустые слова для человека церковного, внимательно читающего Новый Завет. А то полное презрение к нынешней власти, которое сейчас культивируется, на самом деле будет распространяться на любую форму власти. А ведь любой государственный порядок и возможность достойно жить в нем осуществимы только при наличии, так сказать, "базового" уважения к государству как таковому - что не исключает позитивной и конструктивной критики государственной власти», - пояснил пастырь. «Приведенные цифры, с одной стороны, свидетельствуют, что верующих у нас действительно много, а с другой стороны – что у очень многих людей отсутствует духовный опыт вообще. Но это уже стоящая перед Церковью проблема правильного духовно-нравственного воспитания своих чад – церковного народа», - заключил отец Тихон.
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии в свою очередь заметил, что «по поводу взаимоотношений Церкви и власти очень хорошо высказался протоиерей Всеволод Чаплин: Церковь не поддерживает никакую из политических партий, и это четко прослеживается по выступлениям всех священнослужителей». «Участие в разного рода законных демонстрациях, протестах с требованиями устранить разные злоупотребления вполне приемлемо и непостыдно для любого человека, кроме священнослужителей. Миряне могут и должны это делать, и они это делают – кто как может, это уже вопрос их совести. Поэтому меня не удивляет, что граждане требуют устранения коррупции, перекосов во внешней политике, нормализации миграционной политики, системы образования и многого другого, о чем могут заявить люди всех вероисповеданий. Власти склонны к ним прислушаться, и это хорошо. А никаким опросам и цифрам в период политической борьбы я не верю. Русские еще не привыкли, что в предвыборный, да и не только, период создаются различные опросы, публикуются материалы целенаправленно лживые. Точно так же народ до сих пор не может поверить, что несистемная оппозиция живет на деньги зарубежных спецслужб», - заключил отец Макарий.