Бесплатно

С нами Бог!

16+

09:36

Среда, 27 ноя. 2024

Легитимист - Монархический взгляд на события. Сайт ведёт историю с 2005 года

Протоиерей Андрей Ткачев: «Надо выяснить, какое количество канонизированных обеими частями Церкви святых не вызывает сомнения»

16.02.2012 20:45

По словам священника, внутрицерковная комиссия должна тщательно рассматривать спорные случаи, связанные с канонизацией Новомучеников, ранее прославленных РПЦЗ.

По словам священника, внутрицерковная комиссия должна тщательно рассматривать спорные случаи, связанные с канонизацией новомучеников, ранее прославленных РПЦЗ …

Среди пострадавших в результате массовых репрессий в ХХ веке, как известно, немалая доля приходится на представителей православного духовенства. В ряду этих страдальцев — митрополит Иосиф (Петровых), говорится в статье сотрудницы общества «Мемориал» Ирины Осиповой «И посмертно репрессирован?», опубликованной в «Новой газете».
Он родился 15 декабря 1872 года в городе Устюжна и провел там первые семнадцать лет — будущий митрополит, один из самых почитаемых архиереев Русской Православной Церкви ХХ столетия, известный духовный писатель. Его забота о чистоте Православия, твердость и непоколебимость в отстаивании истины вызывают искреннее уважение, а трагическая гибель от рук богоборцев — глубокую скорбь.

В 2006 году в петербургском издательстве «Кифа» вышла посвященная ему книга: «Священномученик Иосиф, Митрополит Петроградский: жизнеописание и труды» — в ее подготовке и презентациях принимали участие сотрудники «Мемориала». Первая презентация этой книги состоялась в городе Устюжна, на родине священномученника. Там присутствовал настоятель Казанской церкви протоиерей Александр Куликов. Затем презентации прошли в Санкт-Петербурге, в рамках мероприятий выставки «Православная Русь», и в Москве — в «Мемориале». Эта книга везде была отмечена самыми высокими оценками как со стороны светских, так и церковных историков.
Позднее сотрудниками «Мемориала» в издательстве «Братонеж» совместно с издательством «Кифа» было подготовлено второе, дополненное новыми материалами издание книги. Кроме того, решено было установить памятную доску к 140-летию со дня рождения и 75-летию гибели священномученика Иосифа (Петровых). В связи с этим «Мемориал» направил официальные письма с просьбой разрешить установление памятной доски на доме, где родился митрополит Иосиф, а в местной библиотеке презентовать книгу — в три адреса: главе Устюженского муниципального района Владимиру Ильичу Виноградову; губернатору Вологодской области Вячеславу Евгеньевичу Позгалеву; Его Высокопреосвященству Максимилиану, Архиепископу Вологодскому и Великоустюжскому.

6 июня 2011 года пришел ответ, подписанный главой города Устюжна В.Н.Воробьевым и главой Устюженского муниципального района В.И.Виноградовым: «Разрешаем, поддерживаем и окажем необходимое содействие в установке памятной доски на доме, где родился и жил Митрополит Иосиф (Петровых), по адресу: г. Устюжна, пер. Терешковой, д. 14, — в прославление его имени». Положительный ответ пришел и из администрации вологодского губернатора, а Архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан ответил: «Бог благословит».

В соответствии с этими ответами издательством «Кифа» были согласованы с местными властями место установки памятной доски, эскиз и текст надписи, материал, из которого она будет выполнена, и ее размеры. В декабре была согласована и дата торжественного открытия доски — 5 февраля 2012 года — день памяти святых Новомучеников и Исповедников Российских, и эта дата была принята. В этот же день в Устюженском историческом музее планировалась презентация второго издания книги «Священномученик Иосиф, Митрополит Петроградский. Жизнеописание и труды».

Памятная доска была изготовлена в Санкт-Петербурге, причем десятками общин и отдельными верующими из России и зарубежья были присланы средства на это благое дело. 4 февраля был запланирован монтаж доски и накануне, 3 февраля, петербургская часть делегации намеревалась с доской выехать в Устюжну, москвичи выезжали 4 февраля.
Но за день до выезда делегаций все было отменено местными властями Устюжны, причем без объяснения причин и со странной формулировкой — «в связи с вновь открывшимися обстоятельствами». После телефонных переговоров с администрацией Устюжны инициаторы установления мемориальной доски были направлены за объяснением к местному духовенству. Разговор с отцом Геннадием свелся к тому, что они не получили благословения от архиепископа, но главное — их не устраивает текст памятной доски: «Въ доме № 14 по этому переулку (бывшему Казанскому) въ 1872 году родился и прожилъ первыя 17 летъ своей жизни священномученикъ Iосифъ, Митрополитъ Петроградскiй (въ мiру Иванъ Семеновичъ Петровыхъ). Разстрелянъ въ 1937 году».
Основная претензия — по какому праву митрополит Иосиф назван священномучеником? Ссылка на решение Собора Русской Православной Церкви Заграницей в 1981 году, с точки зрения местного духовенства неправомочна — благословения от духовного начальства ими не было получено.

Сотрудник Синодального отдела религиозного образования, миссионерства и катехизации УПЦ МП, настоятель храма преподобного Агапита Печерского при медицинском университете г. Киева протоиерей Андрей Ткачев так прокомментировал сложившуюся ситуацию.

Я думаю, прежде всего надо выяснить, какое количество канонизированных обеими частями Церкви святых не вызывает сомнения. Если выяснится, что подавляющее большинство обоюдно канонизированных праведников, священномучеников, страстотерпцев велико, то следует снять все вопросы и перейти к выяснению, по поводу каких личностей возникают разногласия. Именно только по этому поводу должна работать внутрицерковная комиссия, рассматривающая эти моменты и снимающая, как мне кажется, по большей части, ложное напряжение. Здесь, возможно, включается некоторое ревнительство, зилотство. Если человек сохранил Православную веру и страдальчески окончил свою жизнь, не изменив Христу, то в чем тут вопросы возникают? В иных случаях специалисты, историки могут предъявить факты, вызывающие сомнения, их надо рассматривать. Вот, допустим, я недавно узнал о факте сотрудничества с властями митрополита Мануила (Лемешевского).

РПЦЗ, имея более романтический взгляд на историю Отечества, не обладая документами, и находясь в определенной психологической атмосфере вне России, конечно, могла несколько поспешно, не разобравшись в деталях, совершать канонизации массово. Они не канонизировали каждого погибшего архиерея, а делали это именно массово, не имея доступа к архивным документам, в которых открывается целый ряд моментов поведения, подноготная процессов, и возникает целый ряд вопросов. Если бы епархиальное начальство вовремя рассмотрело этот вопрос, то не возникло бы ситуации, когда сначала объявляется акция, а затем, когда уже все готово, она отменяется. К этому надо внимательно относиться, тогда не будет поводов к скандалам. 
Первое, необходимо совместить два корпуса вновь канонизированных святых и выделить ту часть, которая не вызывает сомнения. Второе, составить список личностей, по которым есть какие-то сомнения, и, пользуясь ставшими доступными архивными документами, внести все разъяснения, принять общее решение, чтобы неопределенности были сняты. Это работа для специалистов, церковных историков, для тех, кто будет участвовать в таких комиссиях. Далее результаты такой работы надо будет сделать достоянием широкой общественности.

Эту проблему не нужно замалчивать еще и потому, что осознание трагедии ХХ века еще пока недостаточное, степень ужаса и интеллектуальной обработки свершившегося факта тоже мала. Это будет еще одним поводом для анализа церковной и гражданской истории, для анализа сегодняшнего дня. Общество уже склонно забыть все прошлое, все, что касается конца XIX - начала ХХ века.
Память уже соскальзывает с Хрущева, Брежнев становится политически второстепенным лицом после Пугачевой. При таком варварском отношении к собственной истории мы можем повторять ошибки прошлого. Суть в том, что история грозит повторением, если она не осознана, и не извлечены уроки. Ради этого стоит говорить о том, что все не так безоблачно, как нам кажется. Сам факт страданий еще не означает священномученичества, если документально подтверждено, что человек совершил акт отречения. Такие вещи могут быть.


Версия для печати