Бесплатно

С нами Бог!

16+

05:41

Пятница, 03 янв. 2025

Легитимист - Монархический взгляд на события. Сайт ведёт историю с 2005 года

«Пока государство не повернется лицом к Православию, разговоры о нравственности будут напрасны»

Автор: Дэгни | 30.03.2012 10:09

Православные священнослужители прокомментировали инициативу ввести в российской полиции должность политрука.

В российской полиции может появиться должность политрука. Эта инициатива появилась после недавнего случая, когда после пыток в казанском отделении полиции «Дальний» скончался задержанный.

По словам члена Общественной палаты Ольги Костиной, политрук будет «чем-то средним между командиром, отцом и психологом». «Это тот человек, который и днем, и ночью внутри подразделения занимается отслеживанием личного состава», - пояснила она. Данную идею поддерживает и председатель профсоюза сотрудников органов внутренних дел Москвы Михаил Пашкин.

Между тем данная инициатива, какой бы полезной она ни оказалась, формально станет шагом назад, полагает обозреватель портала Regions.Ru. Комиссары не раз использовались в армиях разных государств, но всякий раз это было вызвано использованием наемников или иного ненадежного контингента. В России появление комиссаров в воинских частях в 1917 году обуславливалось нелояльностью ряда привлеченных к сотрудничеству с советской властью «военспецев». С 1919 года в частях Красной Армии появились политруки – заместители командира по политической части. В 1942 году под давлением генералитета институт комиссаров был заменен институтом замполитов. При этом военные не любили комиссаров. Будущие маршалы Георгий Жуков и Иван Конев неоднократно призывали больше доверять офицерам и убрать из армии «специалистов» по обучению солдат кричать «ура». В романе писателя-фронтовика Владимира Карпова «Взять живым!» встречается слово «комиссарить» в значении «лезть с глупыми указаниями к военным».

В современных армиях проблема морального воспитания решается двумя способами: с помощью штатных психологов и капелланов. В армии США за душевное здоровье солдат и офицеров борются 60 тысяч профессиональных психологов. Много психологов работает и с полицейскими (эта система бурно развивается: еще в 1993 г. в США насчитывалось не более 400 полицейских психологов). В задачу полицейских психологов входит отслеживание морального состояния сотрудников с целью предупреждения стрессов и опасных настроений.

В то же время исторически хорошо зарекомендовал себя институт капелланов. Капелланы, в отличие от комиссаров, занимаются исключительно пастырским попечением и поддержанием морального духа военнослужащих, не пытаясь играть роль «командира, отца и психолога». Отметим, что об усилении религиозного присутствия на ТВ, о введении капелланов в Вооруженных силах говорил в феврале на встрече с представителями традиционных религий России премьер Владимир Путин. Ранее тема капелланов поднималась на встрече президента России Дмитрия Медведева с православной общественностью.

Отметим также, что инцидент в Казани стал следствием не просто морального разложения полицейских, а насаждаемого на уровне бывшего руководства МВД Татарстана культа жестокости. Не вполне понятно, чем может помочь политрук, если руководитель МВД республики публично поощряет самые жесткие меры в отношении подозреваемых.

«Нужны ли российским силовым структурам политруки? Как обеспечить необходимый моральный дух в силовых структурах? Не лучше ли для этого сосредоточиться на возрождении института капелланов?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Директор православной гимназии протоиерей Алексий Новичков, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, отметил, что разговоры о том, чтобы ввести службу священников в войсковых частях и подразделениях МВД, идут уже более десяти лет, «а воз и ныне там».

«Стало быть, это на самом деле не входит в планы правящей элиты. При таком положении вещей решения этой проблемы я не вижу. Как они назовут службу, которая, с их точки зрения, должна влиять на моральный облик военных и полицейских, большого значения не имеет. Это будет очередное посмешище для мира, еще один повод для того, чтобы показывать на них пальцем. Как можно говорить о каком-то морально-нравственном воспитании, когда у самой власти нет четких представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо, при фактически явном отказе от тех ценностей, которые исповедует народ тысячу лет?! Все эти разговоры о политруках похожи на какую-то агонию, на попытку спасти тонущую лодку и сохранить при этом благообразный вид», - подчеркнул священник.

Игумен Гермоген (Ананьев), насельник Московского Данилова монастыря, подчеркнул, что нравственный уровень нашей полиции действительно очень низкий.

«Известия об издевательствах над задержанными появляются очень часто. Полиции, которая должна нас защищать, простые граждане уже боятся. Ее сотрудники все чаще воспринимаются наравне с бандитами и правонарушителями. Моральный облик нашей полиции это действительно серьезная проблема. Безусловно, морально-нравственный уровень наших правоохранителей надо повышать. При этом не надо изобретать велосипед. Достаточно обратиться к опыту других стран. Положительная роль капелланов и психологов в этой сфере давно уже никем не оспаривается. Предполагается, что политрук смог бы совмещать функции и капеллана, и психолога. Но возникает вопрос, где будут готовить специалистов по этому профилю. Здесь, скорее, нужен не политрук, который в советское время выполнял в большей мере идеологическую функцию, а именно воспитатель, поддерживающий определенный нравственный уровень. Мне кажется, что эту функцию как раз наилучшим образом могли бы выполнять капелланы и психологи», - добавил священник.

Заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета игумен Лука (Степанов) заявил, что «пока государство не повернется лицом к Православию, разговоры о нравственности будут напрасны».

«Когда я слышу о таких инициативах, то затрудняюсь определить - это наивность или злой умысел их создателей? Какой политрук возможен в стране, где нет идеологии? Какой капеллан возможен в стране, где детей не учат их родной вере, а телевидение и культура внушают ценности, прямо обратные тому, чему учат религия и моральная традиция?» - вопрошает отец Лука.

По его словам, все эти потуги государства «поднять нравственность» воспринимаются как корова-фигурист, поскольку абсолютно не имеют никакого отношения к реальности. «И нашей общественности остается в очередной раз понять, что из этой идеи ничего не выйдет, кроме отмыва денег и противоположных целям результатов. И длиться это будет, пока руководство государства и сферы образования не признают главными духовные православные приоритеты в нашем Отечестве. Пока в системе образования не будет заложена воспитательская и миссионерская составляющая, разговоры о нравственности в бизнесе, полиции, вооруженных силах, кабинетах власти будут осенним листопадом, не вызывающим ничего кроме тоски и печали», - заключил о. Лука.

Главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподаватель Ставропольской духовной семинарии, клирик храма целителя Пантелеимона в Ставрополе священник Антоний Скрынников, заявил: «Было бы хорошо, если бы полиция пошла по пути армии и озаботилась бы духовно-нравственным ростом стражей порядка».

«Это может быть должность капеллана, можно придумать другое название. Главное, чтобы началась планомерная работа с личным составом. Регулярные беседы священнослужителей с личным составом, открытие часовен при всех управлениях внутренних дел должны стать первым шагом. Возможно, было бы уместно привлекать священнослужителей в комиссии по переаттестации и приеме на работу в органы внутренних дел. Сложно сказать, какой эффект даст введение политруков, отвечающих за нравственное воспитание подчиненных. Мы знаем десятки случаев, когда вышестоящее начальство покрывает преступления своих подчиненных. Где гарантия, что так называемые политруки захотят идти против системы, вступая в конфликт с руководством органов внутренних дел?» - задается вопросом священник

Иерей Валерий Буланников, клирик храма свт. Николая в Отрадном, полагает, что в нашей ситуации роль священнослужителей в оздоровлении работы правоохранительных органов могла бы быть очень важной.

«Роль политрука как воспитателя не вполне ясна. Здесь, скорее, нужен независимый надзирающий за строгим соблюдением законности и должностных инструкций, контролирующий ситуацию. Нужен, конечно, и психолог, который помог бы выстроить отношения и внутри коллектива и отношения с гражданами. Мне кажется, что все эти меры необходимы. Самое главное, чтобы они были гармонично сбалансированы. Тогда они будут эффективны», - заключил отец Валерий.

Русская Народная Линия 

Версия для печати