Сегодня в городе о нем напоминают нам белокаменный Дмитриевский собор, галереи и малые главы Успенского собора, а также Рождественский и Княгинин монастыри.
Скончался Всеволод в 1212 г., 15 апреля (по Тверской летописи), 13 апреля (по Лаврентьевской). Оставить без внимания такой круглый и значительный юбилей музей не мог.
Как политическая фигура Всеволод нисколько не уступает старшему брату св. Андрею Боголюбскому. Недаром автор поэмы «Слово о полку Игореве», обращаясь к князю, рисует фантастический образ всесильного воина и непобедимого владыки: «Великий княже Всеволоде! Не мыслию ти прелетети издалеча, отня злата стола поблюсти? Ты бо можеши Волгу веслы раскропити, а Дон шеломы выльяти…».
Летопись отметила масштаб князя посмертной похвалой, какой удостаивался только Владимир Мономах: «Сего имени токмо трепетаху вся страны, и по всей земле изыде слух его». В этом и состоит цель выставки – как можно полнее показать деятельность и значение этого князя; отсюда – и название выставки.
В отличие от св. Андрея Боголюбского, в летописании история жизни Всеволода отражена весьма подробно, начиная с момента его рождения – 19 октября 1154 г. В этот день родители Всеволода – суздальский князь Юрий Долгорукий со своей второй женой, находились на реке Яхроме, в осеннем «полюдье» (походе за сбором дани), так что родился Всеволод в походном шатре. При крещении княжичу дали имя Дмитрий, в память св. Дмитрия Солунского. В честь рождения сына Юрий основал город Дмитров. Позже Всеволод закажет для Дмитрова икону, копию которой можно видеть на выставке.
В 1161 г., семилетним отроком, Всеволода увезла из Полесской Руси мать, недовольная «самовластьем» Андрея Боголюбского. Они отправились сначала на охваченный постоянный межкняжеской усобицей юг Руси, а затем на греческую землю, где их с честью принял Византийский Император Мануил I Комнин.
Всеволод был лично знаком еще с одним выдающимся современником – Фридрихом Барбароссой. По свидетельству историка В.Н. Татищева, Фридриха связывала с Всеволодом «любовь и частая переписка», а сын его император Генрих VI «дружбу сию утверждал». С этими связями знакомит один из 10 планшетов выставки.
В 1168 г. Всеволод вернулся на Русь. Следующие 20 лет Всеволод провел, почти не сходя с коня, в ратных тяготах и подвигах. Много раз сражался за Киев на стороне Андрея, после его убиения помогал занять престол брату Михаилу. В 1176 г., после смерти последнего, владимирцы у Золотых ворот целовали крест Всеволоду. Однако право на власть пришлось отстаивать оружием: в 1176 г. – на Липицком поле, под Юрьевом, в 1177 г. – на Прусковой горе.
Годы ушли на то, чтобы подчинить своему влиянию Муром, Чернигов, Смоленск, Псков, Рязань, Новгород. Многолетняя война за Киев, который он считал своей «отчиной», закончилась в 1211 г. брачным пиром Георгия, сына Всеволода, и черниговской княжны Агафьи, что покоится ныне в Успенском соборе. Масштабные успешные походы Всеволода на волжских болгар и мордву расширяли восточные границы княжества, на половцев – защищали южные.
Князья Древней Руси были вынуждены признать «старейшинство» Всеволода среди Мономашичей. Прозвище «Большое Гнездо» имеет летописную основу: «Всеволод всем Рускым нынешним князем отец, зовомый Великое Гнездо» (Тверская летопись). В семье князя было 8 сыновей и 4 дочери. Всеволод правил своим огромным княжеством 37 лет, однако перед смертью разделил его на уделы между сыновьями, чем подорвана былп сила Владимирской Руси, вскоре сокрушенной татаро-монгольским нашествием.
Но при жизни его политическая воля и дипломатическая мудрость, неистощимая энергия и храмоздательная щедрость продолжили развитие Владимирской Руси. Об этом свидетельствуют храмы Всеволода, прежде всего Дмитриевский собор с его резьбой.
Заглавная композиция выставки представляет собой «Коронацию Давида», только коронуется здесь не Давид, как на фасадах Дмитриевского собора, а Всеволод (слепок «Всеволод на троне с сыном»). Духовную помощь князь черпал в чудотворных образах Богоматери Владимирской и св. Дмитрия, написанном на «доске гробной» из солунской базилики святого. Эти иконы в копиях обрамляют центральную композицию.
На выставке представлены гипсовые слепки рельефов Дмитриевского собора, резные фрагменты исчезнувших зданий – надвратной церкви детинца и Рождественского собора, плинфа от Успенского собора Княгинина монастыря, перестроенного в XVI в. В витринах собраны элементы подлинного архитектурного убранства владимирских соборов: фрагменты купольных крестов, поливные плитки, панельная мозаика, кусочки витражного стекла, спекшийся комок кровельного свинца.
Показаны также многочисленные предметы материальной культуры столичного Владимира: кресты-энколпионы, кресты-тельники, ювелирные изделия, уникальные археологические находки – княжеские печати, подвеска в виде петушка, кожаная обувь. В собрании музея нашлось и несколько икон св. Дмитрия Солунского. На выставке представлен неказистый с виду, но раритетный подлинник грамоты на пергамене – жалованная грамота 1515 г., данная причту Дмитриевского собора Великим Князем Московским Василием III.
Погребен Всеволод в Успенском соборе. Увидеть белокаменный гроб его могут сегодня немногие, поскольку находится он в алтаре Андреевского придела, под полом. Поверх него стоит пустая гробница св. князя Глеба.
Всеволод, не будучи святым, имеет значительную иконографию. Например, дважды он изображен в западной галерее нашего Успенского собора – в колончатом поясе (с храмом в руке) и у винтовой лестницы. Эскиз на листе картона для фигуры с храмом хранится среди акварелей Н.М. Сафонова в собрании музея, пишет сайт «Музеи России».
Версия для печати