Текст, который постулатор процесса беатификации Пия XII священник Петер Гумпель назвал «смертельным оскорблением для католиков», стал более мягким, хотя и более сложным.
Изначальный текст надписи, озаглавленной «Папа Пий XII и Холокост», гласил: «Реакция Пия XII на убийства евреев во время Холокоста является предметом споров. Будучи секретарем Ватикана в 1933 г., он принимал участие в составлении договора с нацистским режимом, который обеспечил права Католической Церкви в Германии. Заняв в 1939 г. пост Папы, он отложил в сторону послание против антисемитизма и расизма, подготовленное его предшественником. Даже когда доклады об уничтожении евреев дошли до Ватикана, он не протестовал против этого письменно или устно. В 1942 г. он не присоединился к осуждению союзников в связи с убийством евреев. Пий XII не вмешался, когда евреи были депортированы из Рима в Освенцим».
Название нового текста изменено на: «Ватикан и Холокост». В нем отмечается, что соглашение с нацистами подписал Пий XI (1922-1939). Говорится, что Пий XII, не подписавший декларацию союзников, через несколько дней в радиоинтервью упомянул о «сотнях тысяч людей», без какой бы то ни было вины обреченных на смерть, иногда только из-за принадлежности к той или иной национальности. Вместе с тем текст подчеркивает, что евреев Пий XII в интервью не упомянул.
Далее авторы утверждают, что папское «решение воздержаться от осуждения убийств евреев нацистами является следствием морального падения», т.к. «отсутствие четкого руководства» позволило многим сотрудничать с нацистами «в надежде, что это не противоречит учению Церкви». Инициативу по спасению евреев взяли на себя католики-миряне и духовенство.
Седмица.Ru
Версия для печати