Мероприятие было приурочено к годовщине первой для российской авиации катастрофы (24 сентября/7 октября 1910 года), в которой погиб капитан корпуса корабельных инженеров Л.М. Мациевич (1877-1910).
Выпускник Николаевской Морской академии, подводник, талантливый инженер-конструктор он ещё во время службы на флоте разработал проекты броненосного крейсера, 14 подводных лодок, авианосца на 25 аэропланов, первым в мире предложив идею катапульты и тормозной системы, ограничивавшей пробег самолёта по палубе. Увлечённый авиацией морской офицер спроектировал специальный аэроплан с усиленным шасси, учитывая особые условия посадки летательного аппарата на корабль, а также один из первых гидросамолётов и приспособление, обеспечивающее лётчику безопасность при вынужденной посадке на воду.
Но не океанские глубины манили Льва Мациевича. Мечта о полётах покорила его сердце, и он всецело посвятил себя новому делу. В марте 1910 года Льва Макаровича направили во Францию для изучения мирового авиационного опыта. 9 августа 1910 года Мациевич получил у Фармана лицензию пилота под № 176. В России он стал тридцать первым лётчиком по счету и в числе первых - по лётному мастерству.
13 сентября 1910 года Мациевич возвратился в Россию и практически тотчас же принял участие в проходящем на Комендантском поле Санкт-Петербурга Всероссийском празднике воздухоплавания. Двадцать третьего сентября капитан Лев Мациевич предложил подняться с ним в воздух Председателю Совета министров Петру Аркадьевичу Столыпину. Премьер согласился не без колебаний, ибо страдал стенокардией. Однако полет прошёл успешно. 24 сентября Лев Макарович поднял в воздух начальника Главного морского штаба вице-адмирала Яковлева. 24-го же он установил рекорд высоты этих соревнований. Затем изъявил желание его улучшить. Когда аппарат был на высоте около 1000 метров, по трибуне пронеся вздох ужаса. Фигурка пилота отделилась от машины и камнем полетела вниз. Вслед, разломанный на две части, рухнул и аэроплан. Корпуса корабельных инженеров капитан Лев Мациевич лежал, врывшись в землю, прикрыв рукой лицо. Верно, падая, он еще сохранял сознание. Когда труп подняли, в твердой почве осталась вдавлина, точно повторявшая форму тела.
Гибель Мациевича глубоко потрясла всё общество. Хоронили авиатора, как национального героя, проводить его в последний путь пришли тысячи людей. Бесстрашного пионера русской авиации отпевали в Адмиралтейском соборе Св. Спиридония, где были выстроены матросы Гвардейского экипажа, а также матросы подводной лодки «Акула», которой командовал погибший. Председатель Совета Министров П.А. Столыпин, совершивший с Мациевичем (первым из политических деятелей такого ранга) полёт накануне катастрофы, прислал венок с надписью на ленте: «Жертве долга и отваги». Гроб, накрытый Андреевским флагом, вынесли военный министр Сухомлинов, исполняющий должность морского министра адмирал Григорович, генерал от кавалерии, учёный-географ Каульбарс, Председатель Государственной Думы А.И. Гучков и думец-октябрист, камергер Двора Его Императорского Величества Г.Г. фон Лерхе. Погребальная процессия заполнила весь Невский проспект. Прах предан земле в Александро-Невской лавре. В момент ружейного салюта над куполом всплыл и сделал круг дирижабль «Кречет»…
Всего несколько лет отмерила судьба Льву Мациевичу для авиационных свершений. И если бы не смерть, вырвавшая его из когорты первых российских воздухоплавателей, его имя, несомненно, было бы в одном ряду с именами Нестерова и Сикорского. Ведь Мациевич был не просто пилотом, а новатором лётного дела. Однако, к сожалению, жизнь 33-летнего русского лётчика оборвалась слишком рано, в историю русской авиации он вошёл как первая жертва авиакатастрофы.
После панихиды по всем усопшим российским авиаторам, которую спустя сто два года после трагической даты служил духовник Санкт-Петербургского отдела РИС-О иерей Николай Савченко, участники мероприятия возложили цветы к могиле замечательного русского офицера, а также к могиле ещё одного из первых русских авиаторов, выдающегося лётчика-спортсмена Сергея Исаевича Уточкина (1876-1915/16). Затем, в единственном в северной столице частном Музее военной истории состоялась краткая поминальная трапеза.
Выражая стремление к укреплению непрерывной исторической преемственности многих и многих поколений наших соотечественников, участники мероприятия выдвинули предложение об учреждении Дня памяти российских авиаторов, который стал бы не только данью любви и уважения к героическому прошлому нашей Родины, когда каждый полёт был подвигом, но и символическим венком всем лётчикам, погибшим в авиакатастрофах за более чем столетний период развития российской авиации.
Версия для печати