Организаторы выставки: Федеральное архивное агентство, Государственный архив Российской Федерации, Государственный Эрмитаж
при участии Государственного исторического музея, Государственного музея-заповедника «Гатчина», Российского государственного архива древних актов, Российского государственного исторического архива, Российского государственного архива социально-политической истории, Частной коллекции (Дания).
К 400-летию Дома Романовых организаторы выставки подготовили необычную экспозицию, которая раскрывает две увлекательные темы: моду и стиль российских императриц. Мода – потому, что мода и женщина неразделимы, а стиль отражает характер и вкусы человека.
Предметом экспозиции стала ограниченная дворцовыми апартаментами жизнь семи российских императриц (конец XVIII – начало XX в.) – жен и матерей российских императоров.
Императрицы, как и все женщины, любили красиво одеваться, следили за модой, а порой и сами становились её законодательницами. Их наряды, аксессуары, драгоценности поражали своей изысканностью и роскошью и являлись частью имиджа российской державы.
Они были очень разными, эти хозяйки самого роскошного двора Европы: гениальная Екатерина Великая (1729–1796); «чугунная императрица» Мария Федоровна (1759–1828); Елизавета Алексеевна (1779–1826), от горя и бедствий ушедшая в себя; Александра Федоровна (1798–1860) – Лалла Рук в золотой клетке; Мария Александровна (1824–1880), увядшая в одиночестве, лишившись любимого сына и любви мужа; Мария Федоровна (1847–1928) – государыня до кончиков ногтей и последняя – Александра Федоровна (1872–1918) со сложным характером и трагической судьбой.
В период великих петровских реформ «домашний уклад» императорского двора претерпел кардинальные изменения. Перемены во внешнем облике своих подданных Петр I начал 4 января 1700 г., подписав всем известный указ «о ношении платья на манер венгерского». О женской одежде и обуви царь распорядился двумя годами позже, в указе от 30 декабря 1701 г. «О ношении всякого чина людям немецкого платья и обуви и об употреблении в верховой езде немецких седел». На выставке представлен указ Петра I от 28 февраля 1702 г. «О ношении парадного платья в праздничные и церемониальные дни», в котором, в частности, говориться о ношении суконных французских верхних кафтанов в торжественные дни. Впервые посетители увидят корректурный экземпляр указа «Об ассамблеях» (1718 г.) с собственноручной правкой Петра I. Ассамблеи, или «О порядке собраний в частных домах и о лицах, которые в оных участвовать могут», положили начало новой культурно-досуговой традиции. В таких собраниях кроме мужчин разрешалось участвовать их женам, женщинам и детям и не только для «забавы», но «и для дела, ибо тут может друг друга видеть и о всякой нужде переговорить».
Из фондов Российского государственного архива древних актов представлены собственноручная записка Екатерины II о туалетах придворных дам для посещения двора по случаю приезда шведского короля Густава III (1777 г.), указ «о дозволении дворянству обоего пола носить платья таких цветов, которые каждой губернии присвоены» (1782 г.) и уникальное письмо своему другу барону Ф.-М. Гримму с описанием и рисунком собственной модели одежды для внука Александра (1781 г.).
Государственный архив Российской Федерации представил на выставку рисунки, несколько альбомов, записных книжек, богато украшенных аппликациями и акварельными рисунками, венки из засушенных растений, шкатулку для хранения записных книжек. Особо стоит отметить впервые экспонируемый набросок «Портрета Александры Федоровны» Г.Г. Чернецова писанный с натуры в 1835 г.
Страницы указа Николая I от 27 февраля 1834 г. «Высочайшее утверждение описание Дамских нарядов для приезда в торжественные дни к Высочайшему Двору», законодательно закрепивший покрой и рисунок так называемого «русского платья», и один из рисунков парадного наряда статс-дамы и камер-фрейлены предоставлены на выставку Российским государственным историческим архивом.
Благодаря поддержке Королевского Посольства Дании в Москве, российский зритель сможет увидеть вещи, принадлежавшие императрице Марии Федоровне и ее мужу императору Александру III, ныне хранящиеся в частной коллекции в Дании.Это два уникальных документа: «Список собственным вещам императрицы Марии Федоровны, находившимся на хранении в Гатчинском дворце» и «Опись драгоценным и другим предметам, принадлежащим императрице Марии Федоровне» оба 1917 г.; четыре подвески в форме яичек из яшмы, аметиста, нефрита и родонита с украшениями из золота и серебра; серебряная стопка императора Александра III, фотографии, а также нераспечатанный конверт с последним письмом Марии Федоровны сыну Георгию в Абас-Туман. Письмо пришло уже после смерти Георгия и было возвращено отправителю.
Украшением выставки станут платья из коллекции Государственного Эрмитажа и Музея-заповедника «Гатчина», среди которых – модели мастерских Чарльза Ворта, Альбера Бризака, Ольги Бульбенковой, живопись, гравюры, фарфор и драгоценности, дневники, письма, рисунки, фотографии и книги.
К открытию выставки будет издан иллюстрированный каталог.