Четыре деревянных гроба лежат в ряд, каждый накрыт своим красно-синим штандартом. За ними богато украшенный иконостас, поднимающийся на 20 футов под куполом Королевской часовни. Перед ними распятия, на которых на кириллице написаны имена, покоящихся в гробах. “Это мой отец, моя мать, моя бабушка и мой дядя”, - говорит Кронпринц, указывая на каждого по очереди.
Республики нечасто проводят государственные похороны для Членов Королевской Семьи, тем более для четырёх сразу. У них нет Принцев, Принцесс и дворцов. Но Кронпринц Александр II, Наследник Престола Королевства Югославия в течение недолгого времени после Второй Мировой войны, и сейчас представляет мозаику республик, скованных противоречиями. После десяти лет продвижения идеи перезахоронения, ему удалось вернуть четырёх членов Династии Карагеоргиевичей в когда-то их Королевство.
В пасмурное майское утро в Опленаце, в часе езды к западу от Белграда, тысячи сербов стояли в очередях, чтобы увидеть Принца, прибывшего на богослужение. Он встал, чтобы поцеловать распятие в руках Предстоятеля Сербской Православной Церкви Патриарха Иринея, прежде чем посмотреть на мужчин в национальных костюмах, которые несли гробы в Королевский мавзолей, где когда-нибудь он тоже будет похоронен.
Солнце, наконец, появилось, и он обратился к толпе, прерываемый возгласами “Да здравствует Король!”
“Жизнь Карагеоргиевичей является отражением того, что случилось с народом и всей страной”, - сказал он. - “Их странствия и изгнание длились слишком долго. Сегодня они находятся в Опленаце, в кругу семьи и среди всех сербов”.
Он не проявил никаких очевидных признаков эмоций – но в то утром смерть для него была чем-то далёким. Его отец Пётр II, последний Король Югославии, был похоронен в Иллинойсе 42 года назад. Его бабушка Королева Мария умерла в 1961 году, его мать Королева Александра в 1993-м, а дядя Принц Андрей в 1990 году.
Причина этой задержки кроется в двух событиях, имевших место в отеле «Claridge’s» в Лондоне в течение 55 лет. Первое произошло 17 июля 1945 года, когда в номере 212 Королева Александра родила сына. Технически Кронпринц родился в Югославии – Уинстон Черчилль объявил гостиничный номер территорией страны в течение суток, чтобы ребёнок смог однажды наследовать корону.
Это был широкий жест, но Черчилль был в долгу перед семьёй. За 11 лет до этого, Король Югославии Александр I был убит в Марселе, а его сын, Пётр, стал Королём в возрасте 11 лет. Его дядя, Принц Павел, стал регентом, но был свергнут в ходе военного переворота в марте 1941 года после подписания пакта с нацистской Германией. 17-летний Пётр начал правление, но оно продлилось только месяц, после чего он был вынужден бежать от германского вторжения. Он надеялся вскоре вернуться, но Черчилль, в конце концов, поддержал коммунистических партизан, а не монархистов, что вылилось в гражданскую войну.
“Он нас сильно подвёл”, - объясняет Кронпринц во время поездки в Королевский дворец на холме в Белграде. – “Британия изменила нашим партизанам, потому что они были обвинены в лояльности силам, сотрудничавшим с Германией. На самом деле у нас была гражданская война и все старались перехитрить друг друга. Даже партизаны сотрудничали с Германией”.
К тому времени как родился Александр II, маршал Тито уже превратил Югославию в социалистическую республику и ни он, ни его родители не могли уже вернуться. Крещение состоялось в Вестминстерском аббатстве, а восприемниками стали Король Георг VI и будущая Королевы, Принцесса Елизавета.
Переехав в Белград, новый режим приступил к уничтожению памяти о своём предшественнике. “Тито издал указ в 1947 году о лишении нас гражданства и всех прав”, - говорит Кронпринц. Тито переехал в Белый дворец, расположенный рядом с Королевским дворцом, и уничтожил любые напоминания о Королевской Семье и их вере. Когда Слободан Милошевич пришёл к власти в 1989 году, он также запретил Династии возвращаться на родину, а сам участвовал в ужасных этнических чистках и повергнул страну на десятилетие в “крайний национализм и отрицание религии”, работая в старой резиденции Тито.
Кронпринц был “профессиональный беженцем” на протяжении большей части своей жизни. Он обучался в Гордонстоун и Миллфилд, был капитаном Британской армии, служил в Северной Ирландии и работал в области финансов в Америке.
На протяжении всей своей жизни его отец мечтал о возвращении на родину. “Он очень сильно тосковал по дому”, - говорит Его Высочество. “Он всегда говорил: «Я надеюсь, что мы сможем вернуться домой»”. Его брак столкнулся с трудностями, но он стойко боролся с ними. К сожалению, он скоропостижно скончался в возрасте 47 лет, после неудачной пересадки печени. После его смерти Кронпринц Александр смирился с тем, что никогда не вернётся в дом своего отца. Он решил не принимать титул Короля, посчитав, что бессмысленно быть Королём без Королевства.
Но новая встреча в отеле «Claridge’s» изменила его мнение. 12 марта 2001 года Министр внутренних дел Югославии передал ему новый паспорт – в номере 212. За шесть месяцев до этого Милошевич был свергнут белградцами в ходе бескровного восстания. “Мы приехали через три дня после революции по просьбе Джинджича, который стал демократическим премьер-министром. Затем мы вернулись в декабре и начали готовиться к переезду сюда, в семейный дом”, - говорит Глава Династии.
Он отпраздновал свой 56-й день рождения во дворце со своей второй супругой, гречанкой Екатериной, и двумя сыновьями, Филиппом и Александром. (Его старший сын, Пётр, к тому времени уже уехал домой.) “Это было довольно необычно входить через парадную дверь и увидеть дворец, построенный моим дедом. Мой отец имел обыкновений говорить о своём доме, своей комнате и что он в ней делал. Это было удивительно”.
На шестом десятке Александр столкнулся с рядом задач: вернуться в страну, которую до этого ему разрешали посещать только несколько раз, овладеть языком и добиться признания статуса своей семьи в республике. Он начал с восстановления дворца, но оставил изменения, внесённые прежними жильцами. “Я не чищу историю. Только диктаторы так делают. Мы хотели сохранить все символы прошлого”.
Его задача была трудной на фоне распада семейного Королевства. Словения, Босния, Хорватия и Македония получили независимость в 90-х; Черногория стала независимой в 2006-м. Косово провозгласило себя независимой республикой в 2008 году, но Сербия по прежнему считаёт его своей территорией. “Распад был очень трагичным”, говорит он сейчас.
Столкнувшись с такой ситуацией, он стремился вернуть своих родственников, как напоминание о временах, когда разные страны были объединены, а не раздирались противоречиями. Но прошло 10 лет, чтобы убедить политиков страны поддержать его усилия, а затем вести переговоры с государственными органами в Виндзоре (чтобы получить разрешение Королевы Елизаветы), Греции и США на репатриацию.
Сыновья Кронпринца прилетели из своих домов в США и Лондоне на похороны. Надеется ли он, что в один прекрасный день Пётр станет Королём? “Недавно был проведён независимый опрос, и я прочитал его с интересом”, - говорит Его Высочество. - “Около 40% высказались за конституционную монархию, что было очень приятным сюрпризом. Концепция нейтрального главы государства, который не является членом ни одной политической партии и не занимается политикой весьма важно для единства, стабильности и преемственности”.
Он подчёркивает, что не будет ни какой специальной кампании за возвращение монархии и решение об этом лежит на плечах простых сербов. После жизни, в которой доминировало печальное прошлое, этот мужчина, который будет Королём, намерен жить настоящим.
Беседовал: Том Роули. Перевод: Станислав Павлов. Текст: сайт Королевской Семьи Сербии