Проститься с усопшим на отпевание в Преображенскую церковь в Лесном пришли родственники, друзья и единомышленники-монархисты. Отпевание совершил клирик храма иерей Николай Савченко.
После службы он обратился к присутствующим с кратким словом:
«2/15 августа почил о Господе православный монархист, верноподданный Российского Императорского Дома и автор многочисленных монархических статей Михаил Алексеевич Александров. Молитвенно поминая его, мы будем держать в сердце и памяти его образ подлинного православного образованного интеллигента.
С детства он нес в себе преемство православной культуры и традиции. Его воспитала христианином его глубоко-верующая бабушка и он с младенчества помнил ее искренние слезные молитвы у тех же образов, у которых потом умирал и он сам. Добрую память оставила у Михаила Алексеевича Духовная семинария, хотя учеба его проходила в сложные годы давления и гонения безбожной власти. Ему не пришлось пойти по духовному пути, но Господь направил его на стези служения пером и словом Российскому Императорскому Дому. Православие и монархия стали для него смыслом жизни до самого последнего вздоха.
Михаил Алексеевич стал своего рода православным диссидентом и аскетом, зарабатывая на жизнь и многочисленные книги работой кочегара в котельной. «Я каждый день смотрю в пекло и вспоминаю пламень ада», - говорил он. Он никогда не ждал выгод, наград и власти, жизнь его была подчеркнуто-скромной. Что-то было в ней от подвижника нестяжателя, что-то от ученого, забывающего о насущном ради служения науке.
В начале 90-х годов, когда монархическое движение только созидалось, он был одним из немногих, кто мог с прекрасной энциклопедической точностью давать ответы на различные вопросы о монархии молодого поколения. Вокруг него после службы, панихиды или молебна всегда образовывался круг молодежи, где раздавались вопросы и завязывались дискуссии. В этом кругу обсуждались богословие, престолонаследие, церковная история, история России. Он был бы прекрасным катехизатором в те годы, когда катехизация еще только начиналась.
Не помню ни разу, чтобы он говорил о чем-то пустом, пошлом, развлекательном. Телевизор он не смотрел. С ним также, как с иерархом Церкви, даже не возникало мысли говорить о чем-то пустом. Идеалист привлекал таких же как он идеалистов и делился с ними познаниями. Он с неизменной доброжелательностью, открытостью и образованностью умел общаться и с молодыми мирянами, и с духовенством, и с людьми с научными званиями. Неизбежные споры он всегда вел умело и тактично, не повышая голоса даже в ответ на резкости.
Михаил Алексеевич являл более образ доброго и эрудированного профессора, чем какого-то политического деятеля. Полное отсутствие амбиций и стремления властвовать и распоряжаться всегда вызывало уважение. Он был экспертом, а не менеджером. Это была мудрость с добрым сердцем. Таким его навсегда запомнят многие активисты сегодняшнего монархического движения.
У покойного всегда была прекрасная черта, он прекрасно умел найти и указать на доброе в людях или явлениях, ограничившись легкой иронией там, где другие предпочитают критику. Но иногда разногласия с оппонентами становились непреодолимыми. На нападки и обвинения в адрес Российского Императорского Дома он отвечал четкими аргументами и иронией. Некоторые его статьи в адрес противников и критиков Российского Императорского Дома были ярко-ироничными. Однако в них не было злобы. И он не был злопамятным. Тем более на смертном одре.
Михаил Алексеевич уходил из жизни, как и подобает настоящему православному христианину. На день ангела Государыни и Великой Княгини Марии Владимировны в воскресенье после окончания литургии, он вначале исповедовался и причастился Святых Христовых Таин, а потом принял таинство Соборования. Он перед Богом испросил прощения у всех, кого он вольно или невольно обидел и засвидетельствовал, что сам прощает всех.
И здесь есть таинственный смысл, связывающий его кончину с праведной Марией Магдалиной, небесной покровительницей Главы Дома Романовых. Он причастился на день равноапостольной Марии Магдалины. Кроме того, последнее воскресенье перед кончиной Михаила Алексеевича читалось утренее евангелие о том, как Мария Магдалина пришла ко гробу еще во тьме, чтобы первой из всех живущих увидеть отверстый гроб Спасителя. А в первое воскресенье после кончины мы читали утреннее евангелие, как Мария Магдалина первой из живущих увидела глазами Христа Воскресшаго уже при воссиявшем солнце. Лишь считанные места Евангелия повествуют более-менее подробно о событиях, связанных с равноапостольной Марией Магдалиной, но два главнейших из них оказались ближайшими ко дню смерти Михаила Алексеевича.
Марию Магдалину фарисеи упрекали в различных недоказанных грехах. Ее считали недостойной их строгих предписаний закона. Фарисеи считали ее незаконной. И люди, незнакомые с Новым Заветом и преданием, тоже считают Магдалину грешницей. Но Православная Церковь не считает. И она первой пришла ко гробу Спасителя, пренебрегая страх темноты. Она шла во тьме со свечей ко гробу Спасителя через место казни и по земле, политой кровью множества казненных. И она была избрана Христом, чтобы первой узнать весть о воскресении. Ей первой явился Христос. От нее пошла по земле весть о славном Воскресении.
И мы верим, что от Российского Императорского Дома грядет весть об окончательном воскресении России. А еще «магдала» на арамейском языке означает «великая». Поэтому если кто-то и сомневается в величии Марии, то мы не сомневаемся и слышим слово евангельское. Так, даже смертью своей Михаил Алексеевич продолжает проповедовать воскресение России».
После отпевания гроб с телом покойного был доставлен на Северное кладбище Петербурга, где и состоялись похороны М.Александрова.
Да упокоит Господь душу новопреставленного раба Своего Михаила в селениях праведных. Царствие ему Небесное и вечный покой!
Источник Версия для печати