Бесплатно

С нами Бог!

16+

07:34

Среда, 27 ноя. 2024

Легитимист - Монархический взгляд на события. Сайт ведёт историю с 2005 года

К 150-летию святой преподобномученицы Елисаветы Феодоровны в Казахстане установят памятник

03.12.2013 23:46

Интервью с регентом хора Казахстанского Митрополичьего округа, заслуженным деятелем искусств России

6 ноября 2013 года исполнилось 120 лет со дня кончины П.И.Чайковского. 17 ноября в Вознесенском соборе Алма-Аты была совершена Божественная Литургия на его музыку. Об этом рассказал Заслуженный деятель искусств Российской Федерации Олег Николаевич Овчинников - секретарь Митрополичьего Округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан, регент хора Казахстанского Митрополичьего Округа. Его многолетние церковные труды и творческая деятельность отмечены высокими церковными и государственными наградами. Из беседы с ним вы узнаете историю создания Литургии на музыку Чайковского, о ее исполнении в московском храме в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке, а также о том, на чьи деньги будет возведен первый в Казахстане памятник Великой Матушке.

- Олег Николаевич, в этом году исполнилось 25 лет Вашей творческой деятельности. Расскажите, пожалуйста, о своем жизненном пути.

- Моя Родина - старинный русский город Вятка. С детства я стал посещать храм, полюбил богослужения, а затем стал петь в хоре Свято-Серафимовского кафедрального собора - единственной тогда церкви в городе. Своим первым духовным наставником считаю приснопамятного архиепископа Кировского и Слободского Мстислава (Волонсевича; + 1978), после преставления которого Вятскую кафедру возглавил епископ Хрисанф (Чепиль). Владыка скончался в 2011 году в сане митрополита Вятского и Слободского. Приснопамятный святитель стал моим духовником на многие годы, от него Господь сподобил меня принять в юном возрасте уроки веры и благочестия. 8 сентября 1988 года архиепископ Кировский и Слободской Хрисанф возложил на меня ответственное послушание регента вновь открытого храма Пресвятой Троицы в Макарье (город Киров). Этот старинный величественный храм был возвращен Церкви трудами протоиерея Александра Могилева (ныне - митрополит Астанайский и Казахстанский). Так началось мое служение Церкви Христовой в качестве регента - руководителя церковного хора.

- Вы стали петь в церковном хоре в непростое время, когда Православная Церковь подвергалась административным гонениям.

- Да, действительно, времена были тяжелые. Если пожилые люди могли относительно свободно посещать храм, то религиозность молодых людей всегда вызывала особое раздражение у властей. В школе были попытки применить всевозможные «воспитательные меры», угрожали лишить мою маму родительских прав, оказывали психологическое давление. Но по милости Божией все эти препятствия удалось преодолеть. Хотел бы отметить, что и в школе не все педагоги были категоричны в вопросах запрета веры, а некоторые учителя тайно исповедовали христианство.

- Олег Николаевич, более двадцати лет Вы трудились на Костромской земле. Расскажите, пожалуйста, об этом времени.

- В 1989 году секретарь Кировской епархии протоиерей Александр Могилев волей священноначалия был избран на Костромскую кафедру и рукоположен во епископа Костромского и Галичского. После его епископской хиротонии мне было предложено нести церковные послушания в Костромской епархии, и я переехал из Кирова в Кострому. В конце 1989 года по благословению епископа Костромского и Галичского Александра в Костроме начинает создаваться архиерейский хор. Управлять новым коллективом поручили мне. 21 ноября 1993 года владыка Александр благословил мне еще одно послушание - я стал секретарем Костромской епархии. Архиерейский хор Костромской епархии стал заметным явлением в культурной и духовной жизни Костромского края и получил всероссийскую известность. Наш коллектив неоднократно принимал участие в Патриарших богослужениях в Успенском соборе Московского Кремля и Храме Христа Спасителя, участвовал в международных конкурсах, выступал с гастролями и благотворительными концертами в США, Великобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции, Польше, Сербии, Израиле, Украине, Молдавии и других странах мира. С хором сотрудничали такие известные российские исполнители, как солист Большого академического театра России, народный артист СССР, лауреат Государственной премии А.Ф. Ведерников, народная артистка России Т.С. Воробьева, другие известные исполнители и музыкальные коллективы.

- А где Вы получили образование?

- Я окончил Московскую Духовную Семинарию и Академию, а также Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова. Защитил дипломную работу «Традиции православия в русском певческом искусстве».

- С 2010 года Вы несете церковные послушания в Казахстане.

- 1 апреля 2010 года Глава Митрополичьего Округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан архиепископ Астанайский и Алма-Атинский Александр (ныне митрополит Астанайский и Казахстанский) благословил мне нести послушание секретаря Астанайской и Алма-Атинской епархии, а 1 августа того же года - быть регентом Митрополичьего хора и секретарем Казахстанского Митрополичьего Округа.

- Расскажите, пожалуйста, о хоре Митрополичьего Округа.

- 1 августа 2010 года по благословению владыки Александра был создан хор Казахстанского Митрополичьего Округа. В состав хора вошли певчие архиерейского хора Вознесенского кафедрального собора города Алма-Аты. 20 лет им руководила прекрасный специалист, знаток церковного пения Л.П. Милованова. Хотя хоровой коллектив был значительно расширен, а репертуар обновлен, нам удалось сохранить то лучшее, что было наработано за эти два десятилетия. Наш хор исполняет произведения разных церковных композиторов, но предпочтение мы отдаем авторам, произведения которых вошли в сокровищницу мировой духовной и классической музыки. Это А. Архангельский, протоиерей П. Турчанинов, С. Рахманинов, П. Чесноков, Д. Бортнянский, А. Ведель, Д. Христов, Г. Львовский, А. Гречанинов. За богослужениями мы также исполняем распевы Киево-Печерской Лавры, Оптиной пустыни, Зосимовой пустыни. Кроме участия в богослужениях, наш хор иногда выступает с большой концертной программой. 18 февраля 2013 года в Алма-Ате, в большом зале Казахской национальной консерватории имени Курмангазы, состоялась казахстанская премьера оратории митрополита Волоколамского Илариона «Страсти по Матфею». Митрополичий хор исполнил это монументальное произведение вместе с Государственным академическим симфоническим оркестром Республики Казахстан и Государственной хоровой капеллой им. Бахытжана Байкадамова. Хочу отметить, что наш коллектив записал ряд компакт-дисков с церковными и светскими музыкальными произведениями, и работа в этом направлении обязательно продолжится.

- Олег Николаевич, расскажите, пожалуйста, о традиции исполнения Литургии на музыку Петра Ильича Чайковского.

- В этом году 6 ноября исполнилось 120 лет со дня кончины этого великого русского композитора. В ближайшее воскресенье ко дню его памяти доброй традицией нашей епархии стало исполнение песнопений Божественной Литургии на музыку П.И. Чайковского хором Казахстанского Митрополичьего Округа. Но традиция эта не нова. Начало ей положил Синодальный хор. А в ХХ веке ее возродил знаменитый певческий коллектив под управлением Н.В. Матвеева. Это коллектив московского храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. До октябрьского переворота 1917 года эта традиция существовала и в Санкт-Петербурге - в соборе Александро-Невской лавры, где отпевали Петра Ильича.

- Какова история создания этой Литургии?

- История очень интересная. Ценители классической музыки, а тем более неискушенные слушатели почти не знают Чайковского как автора Литургии. Прежде всего, известны такие его шедевры, как «Евгений Онегин», Четвертая симфония, «Лебединое озеро», героико-патриотические и торжественные сочинения - кантата «Москва», «К 200-летней годовщине со дня рождения Петра Великого» и Торжественная увертюра «1812 год». Петр Ильич был человеком верующим и хорошо знал и народные певческие традиции, и церковную хоровую музыку, и хоровую музыку западноевропейских композиторов. Он рецензировал исполнение сочинений Баха, Генделя, Моцарта, которые звучали во время концертов Русского музыкального общества. Он пел в хоре училища правоведения, а его преподаватель и руководитель хора - выдающийся русский хормейстер Г. Ломакин иногда доверял ему дирижировать.

В конце 70-х годов XIX века композитор заинтересовался историей и жанрами русской духовной музыки, особенностями ее стиля, обратился к исследованиям в этой области, общался со знатоками и регентами. В итоге создал сочинения в жанре духовной музыки. Чайковский был первым среди русских композиторов, написавших музыку Литургии по чину святителя Иоанна Златоуста как единое и целостное произведение.

Партитура была закончена в мае 1878 года, а в июне 1879 года состоялось первое исполнение Литургии святителя Иоанна Златоуста в киевской университетской церкви. Она задумывалась Чайковским не как концертное произведение, а именно как часть церковной службы. Об этом свидетельствует ее строение: она состоит из 15 небольших отделов, которые полностью соответствуют ходу богослужения. Чайковский был рад, что премьера прошла именно в церкви. Но при жизни композитора Литургия была исполнена во время богослужения лишь однажды. В Москве Литургия на музыку Чайковского звучала в закрытом духовном концерте Консерватории в ноябре 1880 года. 18 декабря 1880 года в экстренном собрании Русского музыкального общества ее исполнил хор П.И. Сахарова.

Создавая музыку, композитор изучал символическое значение частей Литургии. Известно, например, что в это время он пользовался книгой «Краткое изъяснение Божественной литургии и наставление, с какими мыслями и чувствами должно стоять при совершении литургии». Могу засвидетельствовать из личного опыта, что длительность произведений вполне соответствует тайным молитвам, которые священник в это время прочитывает в алтаре.

- А как сам Чайковский относился к своему произведению?

- Композитор говорил, что его сочинение - это попытка возвратить русской церковной музыке самобытность, уникальность. В музыке «Литургии» Чайковский стремился выразить свое религиозное и эмоциональное восприятие ключевых моментов службы. Он писал: «Я чувствую, что начинаю уметь любить Бога, чего прежде не умел. Я уже часто нахожу неизъяснимое наслаждение в том, что преклоняюсь пред неисповедимою, но несомненною для меня Премудростию Божиею. Я часто со слезами молюсь Ему и прошу Его дать мне смирение и любовь, прошу Его простить меня, вразумить меня, а главное, мне сладко говорить Ему: «Господи, да будет воля Твоя», - ибо я знаю, что воля Его святая...».

- 1 ноября 2014 года исполнится 150 лет со дня рождения святой преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны, которая, как известно, была музыкально одаренной личностью и даже участвовала вместе с будущим императором России Николаем II в любительском спектакле «Евгений Онегин».

- В канун дня рождения Елисаветы Феодоровны, 30 октября, в филармонии города Алма-Аты с большим успехом прошел концерт «Три тенора», посвященный 140-летию Энрико Карузо. На следующий день состоялась встреча главы Митрополичьего Округа с представителями благотворительного фонда творческих инициатив «Таланты мира», артисты которого поют в разных странах. Президент фонда Давид Гвинианидзе решил внести свою лепту в празднование 150-летия со дня рождения преподобномученицы Елисаветы проведением новой благотворительной программы «Милосердия двери». Программа стартовала в октябре в Москве. После встречи с владыкой Александром гости посетили Вознесенский кафедральный собор, где помолились перед Феодоровской иконой Пресвятой Богородицы. (см.: http://mitropolia.kz/ru/novosti/sob/2728-tm14.html). Владыка Александр дал благословение на проведение программы «Милосердия двери» на территории Митрополичьего Округа в сотрудничестве с епархиями. Он рассказал о творческих проектах, концертах и выставках, проводимых в Округе, а певцы поделились с ним своими впечатлениями от выступлений в Семипалатинске, Уральске, Талдыкоргане, Алма-Ате, Семее и Усть-Каменогорске. Они сказали, что много гастролируют по миру, но казахстанские зрители их поразили своей благодарностью и эмоциональностью. В ноябре-декабре артисты фонда посетят Павлодар, Экибастуз, Петропавловск, Кокшетау, Степногорск, Астану, Костанай и Рудный. Если Бог даст, Великая княгиня Елисавета Феодоровна, которую в акафисте называют «светилом милосердия», еще больше объединит народы, населяющие наши страны, в том числе с помощью «Талантов мира».

- Год назад мы говорили о предстоящем юбилее с главой Митрополичьего Округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан митрополитом Астанайским и Казахстанским Александром. Интервью митрополита Александра опубликовано на сайтах «Татьянин день», «Патриархия.ру« и на сайте Митрополичьего округа. Что нового произошло за это время?

- По благословению владыки Александра с 1 ноября 2013 года на приходах Православной Церкви Казахстана объявлен сбор пожертвований на изготовление и установку первого в Казахстане памятника преподобномученице Великой княгине Елисавете Феодоровне. Его установят на Митрополичьем подворье в поселке Ключи (Карабулак) рядом с храмом святых Царственных страстотерпцев. В этом году 17 июля на месте будущего памятника был установлен поклонный крест, а 1 ноября, в день рождения Великой Матушки, здесь был совершен молебен. Пользуясь случаем, прошу всех, кому дорого имя Елисаветы Феодоровны, внести свою посильную лепту в благое дело.

Беседовала Ирина Ахундова

Пожертвования на установку первого в Казахстане памятника преподобномученице Елисавете Феодоровне можно сделать:

- в храмах Митрополичьего Округа;

- отправить почтовым переводом, с пометкой «на памятник»: 050015, г. Алматы, м-н «Дорожник», 29.

- перечислить на счет Астанайской и Алма-Атинской епархии с пометкой «на памятник»: РРО «Астанайская и Алматинская Епархия Православной Церкви Казахстана»

ИИК (р/с) KZ 516010131000005236

в АО «Народный Банк Казахстана», код 601

БИК HSBKKZKX, КБЕ 18, БИН 920440001300

РНН 600500046475.

- на «Яндекс.Деньги»: 410012011291857

 

Источник Версия для печати