Со ссылкой на пресс-релиз этой организации печатные издания проинформировали общественность о том, что теперь у жителей республики, помимо следования идеям коммунистической партии или либерально-демократическим принципам, появилась альтернатива — им предлагается подумать о возрождении монархической формы правления, существовавшей в Молдавском княжестве более 500 лет.
В союзе с Дракулой
«Так как Молдова является правопреемницей исторического Молдавского княжества, а монархическая форма правления существовала 510 из 654 лет развития молдавской государственности, то можно сказать, что традиционная монархия является исторически приемлемой и основной формой правления для молдавского государства», — говорится в заявлении монархистов.
Авторы документа апеллируют при этом к деятельности Стефана Великого (Штефана чел Маре) — молдавского господаря, который без преувеличения был одним из самых ярких правителей Европы второй половины XV века. Многим он известен из-за его союза с валашским господарем Владом Цепешем — пресловутым Дракулой. Однако в список заслуг Штефана стоит занести в первую очередь многолетнюю борьбу с турками, а впоследствии и с Крымским ханством. По мнению монархистов, «сильная монархическая власть молдавских господарей способствовала не только мощному экономическому развитию Молдавского княжества — весомого игрока на международном плане, но и позволила превратить Молдову в мощный духовный центр православия — своеобразный форпост православного мира».
Начало своей деятельности монархисты решили приурочить к 655-летию восхождения на престол первого молдавского господаря Богдана I (правил в 1359—1365 годах), а также к 340-летию со дня рождения и 320-летию восхождения на престол господаря Дмитрия Кантемира. Последний был известен не только как политический деятель, немало способствовавший сближению Молдавии с Россией, но и как писатель, историк и философ. В своем заявлении монархисты анонсировали также проведение международного исторического конгресса «Молдова 655», на который предполагается пригласить представителей царских династий — потомков господарей Молдавского княжества, проживающих на территории республики и за ее пределами.
В случае с потомками Дмитрия Кантемира у монархистов вряд ли что-нибудь получится: по некоторым данным, этот род пресекся еще в начале прошлого века. Но вот, к примеру, один из потомков боярского рода Стурдза, представители которого также занимали молдавский престол, еще в 1983 году опубликовал в Париже книгу «Великие династии Греции, Албании и Константинополя. Исторический и генеалогический словарь». Кроме того, нужно учесть, что со временем многие молдавские фамилии сроднились с российским дворянством и их потомки здравствуют до сих пор.
Свои политические амбиции монархисты пока не озвучивали, поэтому остается лишь гадать, как сторонники возрождения Молдавского княжества относятся к перспективам слияния в одно государство Молдавии и Румынии. Одно дело — сотрудничать с Дракулой для того, чтобы отбить нападение турок, другое дело — заново подчинять Молдавию Валахии. При этом исторические земли Молдавского княжества сейчас в основном расположены на румынской территории (речь идет о собственно Молдове), а сама бывшая советская республика занимает земли Бессарабии.
Даже столица Стефана Великого Сучава — сейчас румынский город. Сами румыны к славе молдавского господаря относятся с определенной долей зависти, поскольку собственных правителей подобного масштаба в Бухаресте не было (триумф Михая Храброго был слишком недолгим).
Между тем к имени Стефана Великого периодически обращаются и более известные молдавские политики. Так, в прошлом году Коммунистическая партия Молдавии предложила заменить нынешний государственный флаг, идентичный румынскому триколору, древним сине-красным стягом легендарного господаря, и даже начала активно использовать знамя Стефана на своих митингах и шествиях. И они в своих заигрываниях с королевской символикой не одиноки.