Вместе – ни разу не экспонировались. Встретились спустя больше века – чем не сюжет для исторического любовного романа. А то и детектива – после революции эти портреты исчезли из России. Вернулись только в наше время, благодаря меценату. Что касается самого Великого Князя, московский генерал-губернатор, он считался образцом добросовестного чиновника. О непростой судьбе – в репортаже Натальи Дубровской:
Храм Сергия Радонежского называют последним детищем великого князя Сергея Александровича. Буквально за несколько месяцев до гибели он привлек меценатов и построил церковь для своих подшефных гвардейцев. Сегодня – это фактически новое здание, но князя здесь вспоминают по-прежнему с большим почтением.
Он был убит взрывом бомбы, брошенной террористом 110 лет назад на Сенатской площади Московского Кремля. Генерал-губернатор Москвы, наверное, и подумать не мог, что спустя столько лет, по нему будут служить панихиду в Царском селе. Хотя ничего удивительного тут нет. Великий князь всю свою жизнь был шефом воинов лейб-гвардии второго Царскосельского батальона.
Иван Шаховской, начальник управления Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга: «Сергей Александрович по-прежнему здесь остается, это место, которое связано с его именем, потому что он всю жизнь был шефом этого полка».
Храм сразу стал памятником героям-стрелкам. Не из трусливого десятка был и сам великий князь. Во время русско-турецкой войны он находился на поле боя вместе со своими гвардейцами. Такие металлические ленты – бойцы получали в память о победах.
Вот так – вместе – эти два портрета – Великого князя и его супруги Елизаветы Федоровны – еще никогда не выставляли. Портрет великой княгини, заказанный для нее мужем на 10тилетие совместной жизни, – недавний подарок князя Майкла Ильинского-Романова.
Лариса Бардовская, заместитель директора Государственного музея-заповедника «Царское Село»: «Этот портрет наша радость и наш сюрприз потому что это подлинник и мы и мечтать не могли что эта дама вернется к нам в Екатерининский дворец в том виде, в котором она царила, ходила по этим залам.
Написанные Карлом Лемохом и Франсуа Фламаном полотна не похожи на привычные парадные портреты сиятельных особ. Вот Сергей Александрович – запросто, без царского лоска, в кабинете с книгой в руках.
Картины исчезли из страны сразу после революции. Вернуть в Россию их удалось лишь недавно. Теперь работы от публики никто прятать не собирается. Слишком долго они находились в частных коллекциях.
Источник Версия для печати