Автор идеи спектакля — секретарь совета по культуре Санкт-Петербургской митрополии иерей Илия Макаров. На брифинге для прессы, устроенном перед спектаклем, на вопрос, планируется ли показ где-нибудь еще, отец Илия ответил: «Пока планов таких нет, но мы готовы транспортировать наш проект в другие регионы». Так что на сегодня показ спектакля — событие уникальное.
Один из участников действа, актер и режиссер Борис Корчевников, сказал: «Меня особенно радует, что спектакль состоится в городе, в котором в свое время прервался "проект князя Владимира" — я имею в виду события 1917 года, нарушившие нормальное течение истории. И здесь, нашим спектаклем, мы этот проект возрождаем».
Ведущими спектакля-концерта были Николай Буров и Борис Корчевников. Хореографические номера исполнили артисты театра «Малый Трианон» под управлением Ярославы Бубновой. Одним из центральных образов спектакля был ангел, спустившийся со шпиля Петропавловской крепости, — эту партию исполнила одна из танцовщиц.
В спектакле приняли участие музыканты и хоровые коллективы Санкт-Петербурга, среди них — три епархиальных: хор духовенства, женский и детский хоры. Прозвучали как старинные церковные песнопения, так и современная духовная музыка.
Хотя перед началом зрителей предупредили по радиотрансляции, что перед ними не концерт, а цельное произведение, и попросили не аплодировать между номерами, один раз зрители все же не удержались — после исполнения женским хором музыкального училища имени Римского-Корсакова сочинения Сергея Екимова «Хвалите Господа с небес» (дирижером выступил сам автор).
Авторы — иерей Илия Макаров, сценарист и режиссер Алена Поликовская — не ставили задачу рассказать о жизни князя Владимира. Замысел спектакля — показать, каковы были для страны последствия выбора князя Владимира. Князь показан через деяния его духовных наследников — русских святых разных времен. Отдельные номера были посвящены святителю Луке (Войно-Ясенецкому), Патриарху Тихону, святым Царственным страстотерпцам, святителю Игнатию (Брянчанинову), преподобному Андрею Рублеву.
Важным «действующим лицом» представления была русская культура, это прочитывалось в видеоряде спектакля, который демонстрировался на заднике: перед зрителями проплывали иконы и картины, города и здания, фрагменты рукописей и страницы из книг.
Святой князь Владимир «присутствовал» в спектакле не только текстами тропаря, кондака и величания (они транслировались на заднике в самом начале действа) — в зале произошло, как сказал Николай Буров, «чудо знакомства с новой иконой»: специально для петербургских торжеств в честь 1000-летия преставления князя Владимира иконописец Нина Туманова написала икону святого князя с клеймами, посвященными различным периодам истории нашего Отечества — от Крещения Руси до гонений, которые Церковь претерпела в ХХ веке. Фрагменты иконы причудливо вплелись в видеоряд спектакля, а в финале клейма и средник «собрались» в цельное произведение, и икону вынесли на сцену под пение величания святому равноапостольному князю Владимиру.
Версия для печати