Появлению в Царской России специализированных структур по воспитанию молодежи способствовала заинтересованность государственной власти, особенно после Русско-японской войны. В их становлении сыграли определяющую роль премьер-министр Империи Петр Столыпин – в развитии русских «соколов» и Император Николай II – в популяризации скаутства. Его сын Цесаревич Алексей был почетным скаутом Царскосельской дружины.
Огромное влияние на развитие скаутского движения в Москве оказала Великая Княгиня Елизавета Федоровна. Под ее покровительством и при ее участии был создан Комитет Общества содействия организации «Юных разведчиков» Москвы. Она сама проводила со скаутами занятия и принимала испытания по медицине.
Повсеместно в России молодые скауты ходили в походы, ночевали у костра, учились походной медицине, занимались физкультурой, посещали церковь и учились. Учились самодисциплине и непритязательности, усердию и настойчивости, физической выносливости и душевному очищению - всем качествам настоящего скаута, записанным в правилах организации юных скаутов: «…Исполнять свой долг перед Богом, Родиной и Государем; ...Любить свою Родину и всеми силами стремиться быть полезными и честными гражданами России; ...Оказывать услуги и помогать всем, особенно старым людям, детям и женщинам; ...Быть всегда правдивыми и верными данному слову; ...Беспрекословно исполнять приказания своих начальников; ... Быть другом животных; ...Быть веселым и никогда не падать духом; ...Быть вежливым и аккуратным; ...Быть верным законам разведчиков; ...Подчиняться Суду Чести».
Деятельность скаутов, прежде всего гуманитарная, широко развернулась во время I Мировой войны, в то время как работа Союза Русского Сокольства была приостановлена, поскольку участники движения подлежали призыву. В феврале-ноябре 1917 года из-за общероссийского подъема активности общественных структур обе организации переживали период своего расцвета. Однако попытка использования большевицким правительством сокольских и скаутских кадров в рамках деятельности Всевобуча привел к скорому упразднению обеих организаций в советской России как «буржуазных формирований». Наиболее стойкие из скаутских организаций дотянули до весны 1923 года, когда в мае прошел последний скаутский слет у села Всехсвятское под Москвой. Участники слета шли в форме и со знаменами. Слет был разогнан, а организаторы его – арестованы.
За рубежом в начале 1920-х годов скаутская и сокольская организации возобновили работу, а также появились студенческие союзы, оказавшиеся в этот период главной социальной составляющей эмигрантского молодежного движения. В целом молодежное движение русского зарубежья 1920-1930-х годов стало уникальным историческим явлением, не имеющим аналогов в мировой истории.
Молодежное движение Царской России и Русского Зарубежья как разносторонняя система воспитания молодежи с собственным вектором развития заслуживает самостоятельного научного исследования. Для историков открываются широкие перспективы изучения темы роли личности в молодежном движении России и русской эмиграции, взаимоотношений лидеров молодежных формирований с государственными и иностранными объединениями, в том числе казачьей молодежи за рубежом.
Редкие кадры, представленные на выставке «На Остоженке», запечатлели историю молодежных организаций дореволюционной России и их развитие в русском зарубежье – Союз Русского Сокольства, Национальная Организация Русских Разведчиков, Национальная Организация Витязей.
Выставка будет работать до 28 августа.
Источник Версия для печати