Бесплатно

С нами Бог!

16+

19:45

Вторник, 26 ноя. 2024

Легитимист - Монархический взгляд на события. Сайт ведёт историю с 2005 года

Екатерина II и Станислав Август. Два просвещенных правителя

07.12.2015 23:07

7 декабря 2015 года, в день святой Екатерины, в Николаевском зале Зимнего дворца открылась выставка «Екатерина II и Станислав Август. Два просвещенных правителя», на которой представлено более 150 произведений изобразительного и прикладного искусства из коллекций Государственного Эрмитажа, музея «Королевские Лазенки», Государственного Русского музея, Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Научно-исследовательского музея Российской академии художеств, Государственного музея истории религии

Выставка призвана рассказать о собирательской деятельности двух монархов и сопоставить их коллекции.

Между Екатериной II и Станиславом Августом можно найти много общего: оба были воспитаны на произведениях французских писателей и философов, любили литературу, изобразительное искусство и архитектуру, стремились принести просвещение своим подданным. Станислав Август покровительствовал ученым, художникам и артистам, в том числе приглашавшимся из Италии (Марчелло Баччарелли, Бернардо Белотто, Томмазо Риги) и из Франции (Жан-Пьер Норблен, Андре Лебрен). Доверенные лица и агенты короля заказывали и покупали произведения искусства в Италии, Франции, Голландии, нередко конкурируя при этом с представителями Екатерины II, приобретавшими в те же годы картины для Эрмитажа. Поэтому сходство обеих коллекций не должно удивлять. 

Хотя Станислав Август не располагал финансовыми возможностями Екатерины II, ему удалось составить себе большую коллекцию произведений искусства. К 1795 г. рукописный каталог королевской картинной галереи насчитывал почти 2500 картин различных европейских школ, лишь немногим в численном отношении уступая пинакотеке Эрмитажа. Станислав Август не мог покупать целиком такие коллекции как те, что принадлежали Кроза или Уолполу, но стремился возместить это хорошим подбором картин. 

Итальянская школа была представлена 275 картинами. Если произведения, приписываемые Леонардо, Рафаэлю, Корреджо, Джорджоне, скорее всего, являлись копиями или работами учеников, то упомянутые в каталоге имена мастеров ХVII в. выглядят вполне убедительно (Аннибале Карраччи, Гверчино, Сассоферрато, Андреа Сакки, Карло Маратти, Джузеппе Мария Креспи и другие).

Среди 225 голландских картин упоминаются принадлежащие Генрику Голциусу, Герхарду Хонтхорсту, Яну Стену, Габриэлю Метсю. Авторство Рембрандта для трех картин королевского собрания признается современными исследователями (среди них — знаменитый так называемый «Польский всадник», ныне — в нью-йоркском собрании Фрика).


132 картины были отнесены к фламандской школе. Здесь числились произведения Яна Брейгеля, ван Дейка, Иорданса, Давида Тенирса. С именем Рубенса так или иначе связывались 22 произведения, однако самому мастеру приписывалось лишь четыре из них.

Среди 113 произведений немецких художников следует выделить 25 картин Христиана Вильгельма Эрнста Дитриха, богато представленного также и в эрмитажной коллекции.

В коллекции французской живописи преобладали мастера ХVIII в., в том числе современники короля —  Буше, Грез, Фрагонар. Как и Екатерина II, польский король высоко ценил современное ему искусство. В каталоге 1795 г. значились произведения Помпео Батони, Джованни Паоло Панини, Ангелики Кауфман, уже упоминавшегося Дитриха. По специальным заказам Станислава Августа работали во Франции Луи Лагрене, Жозеф Мари Вьен, Клод Жозеф Верне, Гюбер Робер, популярные у знатоков искусства также и в Петербурге.

Картинная галерея Екатерины II, несмотря на естественные  за 250 лет истории потери, в основном дошла до наших дней. Собрание Станислава Августа имело менее счастливую судьбу, хотя в настоящее время удается идентифицировать около 400 картин. Коллекция короля была разделена еще при его жизни. Свыше 40 картин он продал или подарил русским в Петербурге. В октябре 1798 г. картины из его коллекции продавались на посмертном аукционе в столице России. Со временем некоторые из этих произведений разными путями попали в Эрмитаж. Главным наследником Станислава Августа стал его племянник Юзеф Понятовский. Затем коллекцию унаследовала его сестра Мария Тереза Тышкевич, продавшая резиденцию в Лазенках царю Александру I вместе с картинами, скульптурой и произведениями прикладного искусства. Кроме этого, 36 картин из ее коллекции приобрел Казимир Ржевуский. Его наследники уже в 1994 г. передали 12 картин Королевскому замку в Варшаве (в том числе две картины Рембрандта). Наконец, остатки картинной галереи Станислава Августа приобрел в 1821 г. некий Антонио Фузи.

В 1895 г. А. И. Сомов, старший хранитель Эрмитажа по отделению картин, гравюр и рисунков, составивший каталог картин в Лазенковском дворце, высоко оценил коллекцию и отметил, что не менее 22 картин могли бы занять свое место «в любом из первостепенных музеев Европы». Результатом явилось решение пeредать в Эрмитаж пять «особенно замечательных произведений», в том числе картину Фрагонара «Поцелуй украдкой». Тогда же в Лазенки были выданы картины из Эрмитажа. В 1915 г. картины из Лазенок были вывезены в Россию в связи с военными действиями и захватом Варшавы немецкими войсками. По рижскому договору 1922 г. они были возвращены в Варшаву или же польской стороне была предложена эквивалентная замена.

В результате Эрмитаж и ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве обладают сейчас более чем 20 картинами, ранее принадлежащими к собранию Станислава. Семь картин, любезно предоставленных Музеем Королевские Лазенки в Варшаве, дополняют представление о королевском собрании. Для сравнения экспонируются также произведения из Эрмитажа. Их отбор был произведен с целью показать сходные художественные вкусы Екатерины II и Станислава Августа. 

Следует сказать несколько слов также и о скульптурных собраниях Екатерины II и Станислава Августа. В коллекции Екатерины были работы Жана Антуана Гудона и Мари Анн Колло. В последние годы жизни у императрицы проявился интерес к античной пластике, свидетельством чего является приобретение большого собрания Джона Лайд Брауна в Уимблдоне. Также Екатерина II стремилась обеспечить заказами русских скульпторов, воспитанников Академии, таких как Федот Шубин и Михаил Козловский.

Станислав Август собрал в Лазенках богатую коллекцию слепков со знаменитых скульптур древности и нового времени. В их число входила, например, гипсовая статуя сидящего Вольтера (подобная мраморному Вольтеру в Эрмитаже). В настоящее время эта коллекция отреставрирована и вновь открыта для осмотра. Отдельные произведения в мраморе заказывались Гудону, среди них – хранящийся ныне в Королевском замке бюст Александра Великого. Король также приглашал скульпторов из Италии, в частности, Томмазо Риги и Джакомо Мональди. В Риме же был принят на его службу в качестве «первого скульптора» Андре Лебрен. Ряд мастеров работал по заказам Станислава Августа в Италии: Карло Альбачини, Джузеппе Анджелини, Антонио д'Эсте. 

Станислав Август привез и подарил Павлу I две монументальные мраморные скульптурные группы работы Пьетро Чеккардо Стаджи на сюжеты из «Метафорфоз» Овидия. Они и сейчас находятся в Эрмитаже, хотя из-за большого веса не представлены на выставке: «Прометей и первый  человек» в Иорданской галерее, а «Пигмалион и Галатея» в Галерее истории древней живописи.

К выставке Издательством Государственного Эрмитажа подготовлен научный иллюстрированный каталог. Куратор выставки – Сергей Олегович Андросов, заведующий Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, доктор искусствоведения.

Генеральный спонсор выставки – банк ВТБ.

Источник Версия для печати