"Вот она, "Скоропослушница", - почти шепотом произносит немецкий историк, профессор Бременского университета Вольфганг Айхведе (Wolfgang Eichwede) и осторожно распаковывает завернутую в бумагу икону Богородицы. В свое время эта ценная реликвия входила в собрание музея-заповедника "Царское село", но во Вторую мировую войну бесследно исчезла и долгие годы считалась утраченной навсегда. И вдруг пропажа нашлась. Оказалось, что она находится в доме одной семьи, проживающей в окрестностях западногерманского Мюнстера. И вот теперь нынешние владельцы возвращают икону в Россию. Но как попала реликвия в Германию?
Одиссея длинною в жизнь
В Германию эту святыню вывез немецкий армейский священник Франц Фельдхаус (Franz Feldhaus), в начале Второй мировой войны находившийся под Ленинградом. На одной из некогда принадлежавших ему фотографий, сделанных в тот период в Царском селе, запечатлена рождественская елка, а рядом с ней на стене видна эта икона. "Среди немецких священнослужителей, посланных в войну на оккупированные нацистами советские территории, были такие, кто вывозил оттуда иконы. Мотивировали это тем, что таким образом спасают реликвии, поскольку Советский Союз - атеистское государство", - рассказывает в беседе с DW Вольфганг Айхведе.
После смерти Франца Фельдхауса, скончавшегося в 1945 году, икона находилась у его матери, а затем была передана его брату. Два года назад умер и он. А реликвия досталась по наследству его дочери Габриэле Демминг (Gabriele Demming). Ее семья и приняла решение вернуть икону в Россию, но долго не знала, как это организовать. Около года назад обратились в Музей икон в Реклингхаузене, а его директор, в свою очередь, познакомила Деммингов с Вольфгангом Айхведе - известным специалистом по проблеме "трофейного искусства". С его помощью и была воссоздана история иконы.
Дар великому князю
"Предположительно эта икона выполнена в знаменитой иконописной мастерской при православном монастыре на горе Афон в Греции. В 1875 году монахи передали ее в дар великому князю Алексею Александровичу, который по меньшей мере дважды бывал в Греции", - поясняет Вольфганг Айхведе.
"В напутственное благословение от Русского Свято-Андреевского общежитного скита на Афоновой горе наместником Иеромонахом Паисием. 21 мая 1875 года", - гласит надпись на оборотной стороне реликвии, подаренной человеку, почти четверть века возглавлявшему российский флот - великому князю Алексею Александровичу, являвшемуся четвертым сыном императора Александра IIи императрицы Марии Александровны, а также родным братом Александра III.
Когда в 1908 году "последнего генерал-адмирала Российской империи" не стало, икона Божией Матери "Скоропослушница" перешла в собственность его родственников, а после 1918 года стала частью музейной коллекции.
Привести в порядок историю
"Помимо дарственной надписи, на оборотной стороне иконы стоит штемпель греческого монастыря на горе Афон, а также инвентарные номера, свидетельствующие о том, что икона является экспонатом музея-заповедника "Царское село". Так что нет никаких сомнений в том, что икона принадлежит именно ему", - подчеркивает Вольфганг Айхведе.
"Эта немецкая семья вызывает большое уважение. Но такой случай - не исключение. Как немецкие, так и российские граждане, в силу тех или иных обстоятельств ставшие владельцами произведений "трофейного искусства", очень часто идут на подобный шаг, причем абсолютно добровольно. В то время как наши политики по многим вопросам не могут найти общий язык, простые люди готовы идти навстречу друг другу, чтобы привести в порядок историю. Я называю это "гражданской дипломатией", - говорит немецкий историк.
Вольфганг Айхведе и семья Габриэле Демминг уже привезли икону "Скоропослушница" в Санкт-Петербург. Торжественная передача реликвии ее законным владельцам состоится в Большом Екатерининском дворце Царского села 25 марта. В мероприятии примут участие главный хранитель государственного музея-заповедника "Царское Село" Лариса Бардовская и заместитель директора по научной работе Ираида Ботт.
Источник Версия для печати