Бесплатно

С нами Бог!

16+

12:34

Воскресенье, 25 авг. 2019

Легитимист - Монархический взгляд на события. Сайт ведёт историю с 2005 года

В Бурятии будет воссоздана еще одна царская триумфальная арка

25.05.2016 23:05

Челутайский (Шулутский) дацан «Гандан Даржалин», основанный в 1825 году, считался крупнейшим центром буддийской медицины конца XIX — первой трети ХХ века и славился своими ламами.

В историю буддизма России дацан вошел как единственный буддийский храм, которому выпала честь 20 июня 1891 года стать местом встречи духовенства и верующих с наследником царского трона цесаревичем Николаем Романовым. Почему же именно Шулутский дацан был избран Х Пандито Хамбо ламой Дампилом Гомбоевым для этой исторической встречи? Дело в том, что Его Высочество Цесаревич Николай Александрович из Агинских степей по старинному Читинскому (Московскому) тракту, по легендарным путям Великого Чайного пути, направлялся в город знаменитых сибирских купцов Верхнеудинск.

А в те времена вся обширнейшая территория от реки Курба до Селенги, включая Верхнеудинск, входила в приход Шулутского дацана.

С 1766 года первых лиц государства наши предки почитали как воплощение созидательной природы Богини Белая Тара, Матери Вселенной, дарующей благо всем живым существам. И потому, согласно традиции, встреча с будущим императором России была весьма пышной. Пусть она и длилась всего несколько часов, но ради этих часов бурятские подданные, представители всех одиннадцати хоринских родов, готовились с тщательностью и вдохновением.

Князь Эспер Ухтомский, сопровождавший Его Высочество, в книге «Путешествие на Восток» подробно описал дни пребывания Цесаревича на хоринской земле: «Близ Кондинской станции в поле был устроен особый павильон для августейшего путешественника и поставлены юрты для свиты. Это буряты хоринского ведомства встречали своего дорогого гостя, вступившего в пределы их кочевий! Тайша Аюшеев с родовыми головами и почетными бурятами, со знаменами и значками просил принять сделанное ими (все из серебра с украшениями) кресло.

На этом кресле наследник изволил сидеть во время обеда, чая, завтрака не только здесь, но и на следующий день в Челутайском (Шулутском) дацане. Знамена бурят были внесены в залу павильона. К обеду удостоились приглашения тайша Аюшеев, а также заслуженные и престарелые бывшие тайши Бадмаев и Очиров. Павильон был великолепно украшен и иллюминирован, кругом горели костры…

19 июня после утреннего чая Его Императорское Высочество пожелал сняться с хоринцами, окружившими своего гостя в дорожном экипаже. Вторая половина пути была проехана августейшим путешественником верхом на бурятском коне, в сопровождении некоторых лиц свиты. Огромная толпа бурят следовала, где позволяла местность, и по сторонам, и позади.

20-го числа завтрак был назначен в Челутайском дацане. Уже с переправы через реку Курба число бурят, сопровождавших Его Высочество, стало увеличиваться.

Вне ограды дацана устроен был обширный шатер, перед входом в который расположились по одну сторону представители родов хоринского ведомства… Буряты встретили высокого гостя по древнеиндийскому обычаю, поднося хадаки… баргузинские буряты просили принять бурятское седло (в серебряной отделке с чепраком), лук с футляром, колчан с поясом и со стрелами; все это было отделано в серебро с маржанами (кораллами)… тунгусы просили принять двух соболей и два ковра (с изображением на нем государственного герба)...

Милостиво приняв подносимов и поблагодарив, Цесаревич изволил проследовать в шатер и затем в дацан. Для Его Императорского Высочества было устроено под балдахином особое возвышенное сиденье, на котором лежало 8 олбоков (подушек). Посетив бурятское святилище, наследник Цесаревич изволил затем смотреть на религиозную пляску Цам, исполненную во дворе дацана. После Мистерии в шатре состоялся завтрак, по окончании которого Его Императорское Высочество, поблагодарив хоринцев и лам за прием, раздав награды и подарки, изволил отбыть далее...».

Усилиями верующих к этой исторической встрече была возведена торжественная арка на южной стороне монастырского комплекса перед входом в главный соборный храм Цогчен дуган.

А на месте, где стоял шатер Его Высочества, верующие возвели дуган, посвященный Богине Белая Тара. Торжественная арка многие годы дарила местным жителям, прихожанам Челутайского дацана самые приятные воспоминания о приезде в этот край будущего императора России. И уже более никогда такого грандиозного события в Забайкалье не происходило…

Разрушающим огненным катком приближались невероятные по своей жестокости, бессмысленности, потрясающему, животному невежеству тяжелейшие времена отречения от всего того божественного, духовного и цивилизованного, которым жили люди и чему веками следовали их предки.

Но время имеет тайную природу зримо и незримо возвращать из небытия то, что важно и нужно для развития нового витка истории. В самые трудные периоды к человечеству возвращается то, что имеет природу бессмертия и непреложную духовную ценность, способную пробудить в человеке его лучшие качества через созидание, бескорыстие и веру.

Сангха России за 20 лет сумела, несмотря ни на что, вместе с верующими возродить почти все исторические дацаны, уничтоженные в годы репрессий ХХ века.

Возрождение исторического Челуйтайского дацана Буддийской традиционной Сангхи России началось 8 сентября 2010 года на том месте, где он существовал до закрытия в 1937 году. Сегодня здесь находится улус Шулута. К счастью, сохранились фрагменты южной и юго-восточной стен ограды центральной части дацана. А также благодаря открытию в 1938 году на месте основного монастырского комплекса Заиграевского детского дома сохранились фундамент и стены первого этажа бывшего величественного белокаменного Цогчен дугана.

С 2013 года при поддержке государства и верующих он начал свое возрождение. На месте Триумфальной царской арки и дугана Белой Тары находится образовательное учреждение для детей с девиантным поведением.

За пять лет сделано немало. Первым мы возвели дуган хранителей дацана — богини Балдан Лхамо и Жамсаран Сахюусана. Он распахнул двери в день большого буддийского праздника Зула Хурал в декабре 2012 года. С февраля 2013-го, с проведения в новом храме очистительного ритуала Дугжууба и хуралов Монлам Ченмо, посвященных встрече Нового года, Шулутский дацан начал активную духовную деятельность.

При поддержке правительства России полным ходом идет реставрация Цогчен дугана, освящение и открытие которого планируется осенью 2017 года. Кроме того, сама история уже возвращает нашему дацану его святыни.

В наш дацан вернулась обнаруженная в 2013 году уникальная рукопись на старомонгольском языке. Из этого первоисточника удалось узнать об обширной деятельности выдающегося Ширээтэ ламы Челутайского (Шулутского) дацана Лубсан Жанчуб Ванчукова (1816-1878 гг.), четверть века служившего на этом высоком посту. Также в 2015 году был найден текст, посвященный жизни и деятельности Ширээтэ ламы Ванчукова, эмчи ламы, в семье которого три поколения подряд были эмчи ламами и лекарями.

Теперь нам известно и место нахождения нашего дацана — в нескольких километрах юго-восточнее улуса Шулута Заиграевского района. По инициативе Лубсан Жанчуб ламы Ванчукова дацан перенесен выше, к подножию гор. Здесь, в память о первых десятилетиях Челутайского (Шулутского) дацана, в середине XIX века им же вместе с главами хоринских родов прихода Шулутского храма и была установлена ступа Единства «Юндэн».

Нам удалось найти ее основание и возродить на прежнем месте первый субурган осенью 2015 года. Найти точно и достоверно описанную в рукописи обширную местность нам помогла та единственная на всю округу высокая лиственница в степи, с аккуратно раздвоенным стволом, ставшая символическим хранителем истории Шулутского дацана.

Также после долгих поисков в близлежащих горных цепях нами были обнаружены следы разрушенной ступы, возведенной Ширээтэ ламой Ванчуковым после переноса дацана на новое место. К октябрю 2015 года мы восстановили и этот второй субурган, установленный в 1861 году в 2 км в юго-восточном направлении от дацана ради блага и помощи всем будущим Ширээтэ ламам Челутайского (Шулутского) дацана.

По описаниям в рукописи мы нашли и восстановили вместе с потомками Ширээтэ ламы Ванчукова субурган, возведенный ламами и прихожанами, благоговейно почитавших Ширээтэ ламу, в память о нем и его великом уходе в нирвану 19 февраля 1878 года. Эта ступа находится на месте кремации Учителя. Его прах вместе со всеми видами священных реликвий был также заложен в ступу.

И еще два важнейших события открыли новые страницы в истории Шулутского дацана. Нам стало известно, что в 1838 году Лубсан Жанчуб лама Ванчуков провел семидневную затворническую медитацию на высокой горе Дабхар Сагаан, что в 11-12 км от дацана в северном направлении, в результате которой Хозяин этой горы был обращен в буддизм. В знак этого события во благо прихожан здесь Лубсан Жанчуб лама Ванчуков основал Гол Обоо, главное Обоо всех хори-бурят, относящихся к приходу Шулутского дацана. А спустя 20 лет, в 1858 году, в этом месте он установил 13 молитвенных барабанов Хурдэ и 108 пирамидок Саса, посвященных пантеону Тысячи Будд, изготовленных Убгэн Гецулом по имени Маанти. Это Обоо посвящено великой цели — чтобы история Шулутского дацана никогда не иссякала и не останавливалась.

В июле 2015 года нами было восстановлено особое место почитания Хозяина местности — Булгата Хаанай Обоо, также установленное Ширээтэ ламой Ванчуковым в 1865 году. Оно находится в 20 км на юго-востоке от дацана. Уникальность этого Обоо в том, что у Хозяина местности есть изображение его облика, свой флаг и гимн! Изображение Хранителя местности было создано Ширээтэ ламой Ванчуковым, но на его демонстрацию широкой публике он наложил запрет. Перед началом молебна флаг, посвященный главному сабдаку, Булгата Хаану, верующие торжественно водружали на самом почетном месте. И после этого благоговейно исполняли гимн Булгата Обоо.

Самое невероятное, что до наших дней дошли и текст и мелодия гимна — его знает и помнит наизусть 84-летняя Дулмажаб Баданова, жительница улуса Шэнэ Бууса Заиграевского района, которая и передала его нам. Благодаря этой женщине мы смогли возродить уникальную традицию исполнения гимна почитания Хозяина Булгата Обоо.

И еще одно событие спешит украсить историю возрождения нашего Челутайского дацана. До осени 2016 года на территории монастыря вновь появится Триумфальная царская арка по инициативе атамана станицы Заиграевская, есаула Александра Заиграева и других казаков. Архитектурный облик арки восстановил по архивным фото и документам архитектор Башанчеев, проектно-сметная документация разработана ООО «Бурятпромпроект» (генеральный директор Л.В.Казакевич). Горячее сердце казачества, их доблесть и патриотизм, преданность истории государства российского вновь возрождает лучшие страницы истории бурятской земли!

Говорится, что когда приходит время произойти чему-либо, созревают все обстоятельства и незримо уходят любые препятствия, внешние и внутренние.

Возрожденные ступы возвращают силу нашему дацану, его славу и мощь. Восстановление же Триумфальной арки есть знак будущего процветания заиграевской земли — в ней незримым образом запечатлена тонкая, неиссякаемая связь родной Бурятии с величием и могуществом, триумфом России XIX — начала ХХ веков.

Поэтому, принимая участие в этом деле, каждый из нас вносит свой вклад в объединение прихожан вокруг храма, его истории, вклад в обретение вновь на родной земле еще одного величественного дацана хоринских бурят.

Из архивов Шулутского дацана

Источник Версия для печати