Многие из этих вещей исторически принадлежали собранию Гатчинского дворца, но после Второй мировой войны были переданы в другие музеи. Сейчас они впервые после эвакуации вернулись в родные стены, на временное экспонирование.
Семь больших разделов рассказывают о хозяевах дворца: Г.Г. Орлове, императоре Павле I, вдовствующей императрице Марии Федоровне (супруге Павла I), государях Николае I, Александре II, Александре III и вдовствующей императрице Марии Федоровне (супруге Александра III).
Экспозиция помогает лучше представить личность каждого монарха, взглянув на неё сквозь призму частной жизни, увлечений, характера, в гораздо меньшей степени затрагивая государственную деятельность.
О честолюбивом характере первого владельца – Григории Орлове, новоиспеченном графе, – свидетельствует многое в этой загородной усадьбе: Колонна Орла, Павильон Орла. В экспозиции представлены вещи, рассказывающие о победах его брата Алексея Орлова в битве при Чесме. А о действительно счастливом периоде жизни многолетнего фаворита Екатерины II свидетельствует портрет его супруги Екатерины Николаевны работы Фёдора Рокотова, из собрания Третьяковки. Князь решился на женитьбу в 43-летнем возрасте, когда окончательно наметился разрыв с Екатериной II. Девятнадцатилетняя Екатерина Николаевна Зиновьева, двоюродная сестра Орлова, сумела вернуть покой в его сердце. По свидетельству современников, граф был с нею неразлучен. Именно эту пору безмятежного счастья и создан портрет молодой женщины. Семейная идиллия первого хозяина Гатчины оказалась недолгой, через несколько лет молодая княгиня скончалась от чахотки. Граф перевез её прах в Александро-Невскую лавру, и вскоре сам «впал в детство». Через два года завершилась и его бурная и блестящая жизнь.
Гатчинскую мызу Екатерина II подарила великокняжеской чете – сыну Павлу Петровичу и Марии Фёдоровне.
Одним из серьезных увлечений Павла I было создание «батушкиной» армии. «Потешные» гатчинские войска – на самом деле одна из ярких и малоизученных страниц русской военной истории XVIII века. В витрине – одежда императора Павла I: просторный долматин, расшитый золотой тесьмой, из коллекции ГМЗ «Павловск». Также портреты его фаворитки – Екатерины Нелидовой, сумевшей как управлять непростым характером самодержца, так и стать доверенным лицом его жены.
Содержание двора вдовствующей императрицы Павла I Марии Федоровны обходилось городской казне в один миллион рублей. Даже по тем временам это была огромная сумма. Большая её часть тратилась на благотворительные цели. Усилиями императрицы в Гатчине были открыты госпиталь, Сиротский институт и другие подобные учреждения. Она увлекалась литературой, сюда приглашались все писатели – Карамзин, Гнедич, Крылов. Конечно, они обедали за общим столом, но вот поселялись, согласно табели о рангах, на мансардных этажах, а не в императорских покоях. Мария Фёдоровна выбрала Гатчину для проживания здесь зимой, она считала, что чистый воздух полезен её детям.
При ней же Гатчинский дворец стал центром пышных торжеств, балов. На выставке среди прочих экспонатов представлены Золотой сервиз, заказанный специально для Гатчинского дворца, и одно из роскошных платьев вдовствующей императрицы.
Император Николай I избрал Гатчину для жизни светской и в память об отце. Архитектурный облик дворца сложился благодаря его усилиям. При Николае I семья и двор в основном здесь развлекались, отдыхали. На выставке представлены личные вещи императора – шинель, предметы и обстановка его военного кабинета. Привлекают внимание и комплекты игральных карт – много и охотно в них играли не только взрослые, но даже дети. Вероятно, поэтому на их рубашке изображены различные части Российской империи, дабы приобщить детей ещё и к изучению географии. Разложив всю колоду, можно было собрать карту России.
Царская охота и пышные балы – вот чем славилось Гатчинское предместье в период правления Александра II. В 1857 году сюда была переведена царская охота из Петергофа. Целое ведомство при дворе, в его штат входило до 170 человек. Помимо псовой охоты, в Гатчине устраивались и соколиные, с ловчими птицами. Значение этого царского увлечения было огромно, были возрождены многие забытые русские охотничьи традиции.
Помимо охоты, гостям предлагались танцы и театральные представления. Дамы представали в блестящих туалетах. В витринах выставлено множество женских штучек той эпохи: крючок для шнуровки обуви, веер, дамская сумочка, записная книжка для балов, туфельки, бальные перчатки, туалетные принадлежности.
Дополняют экспозицию и фотографии видов Гатчинского парка – ландшафтный пейзаж практически не изменился.
Александр III более всех любил Гатчину. «Вот опять я в нашей милой Гатчине…» – писал он в одном из писем. При нём это было место трудов государственных. Любопытно увидеть одежду супруги государя Марии Федоровны и его самого. Известно, что некоторые вещи он занашивал до дыр, и камердинер по ночам штопал ему одежду, пришивал пуговицы. Действительно, выставленное на экспозиции полупальто императора при ближайшем рассмотрении оказывается местами весьма потёрто.
Александр III любил музыку, играл на нескольких духовых инструментах. Нотная тетрадь Франца Шоллера с записью вальса «Гатчинские звуки» с посвящением цесаревичу, нотный сборник «Охотничьи сигналы на валторнах». Изящно оформленная программа концерта хора музыкантов лейб-гвардии Преображенского полка, состоявшегося в Гатчине 10 марта 1882 года. Невозможно пройти мимо уникальных музыкальных инструментов в экспозиции: кларнет, туба, охотничий рог, валторна, саксгорн, рожок сигнальный, 12-струнное финское кантеле, царский корнет-квартет.
В экспозиции также выставлено тронное коронационное кресло Александра III, изготовленное в 1856 году в Санкт-Петербурге в мастерской А.И. Тура. На выставке можно увидеть Александра III и Марию Федоровну на фотографиях в кругу семьи. В экспозиции выставлено мундирное платье императрицы по форме Кирасирского Её Величества полка и другие личные вещи.
Николай II, будучи цесаревичем, совершил путешествие на Восток. Часть вещей, которые он привёз из поездки – китайские веера, модели алеутских байдарок, японские куклы, – предоставлены для выставки Музеем антропологии и этнографии народов мира. Здесь также его письма и открытки родителям, фотографии.
Государственный архив Российской Федерации из своих фондов выделил автографы царской семьи. Здесь можно увидеть дневники Великой княжны Ксении Александровны за 1897 год, Великого князя Михаила Александровича за 1915 год. ГМЗ «Царское Село» предоставил для выставки его кавказскую бурку. Много фотографий рассказывают о частной жизни членов царской фамилии.
Выставка «Августейшие владельцы Гатчины» приурочена к 250-летию дворца, будет работать до 16 сентября 2016 года.
Татьяна МИРОНОВА
Фото предоставлено пресс-службой ГМЗ «Гатчина»