Открыл выставку митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл. С приветственным словом выступили кандидат исторических наук Пётр Валентинович Мультатули, коллекционер филателист, филокартист Александр Идальевич Александровский и доктор исторических наук Анатолий Дмитриевич Кириллов.
Выставка составлена из нескольких тематических разделов.
В первом разделе показано состояние России перед 1917 г.: рост экономики, производства вооружений, состояние на фронтах. Убедительно показано, что никаких объективных причин крушения Российской империи не было.
Второй и самый большой сектор посвящён заговору и свержению Царя-Мученика с Престола. Рассматриваются общие корни революций, роль печати в клевете на Императорскую Фамилию, подробно раскрывается малоизученная роль военно-промышленных комитетов и земско-городского союза как средства координации заговорщиков. Уделено место и роли зарубежных «доброжелателей» России в подготовке переворота. Конечно рассмотрены, условно называемые, «думская» и «военная часть» заговора. Рассматривается и ход февральского переворота: беспорядки в Петрограде, Псковская западня, в которой оказался Государь. Отдельно рассмотрен вопрос о соответствии актов Николая II и Великого Князя Михаила законодательству Российской Империи.
Распространённым мифом является утверждение, что свержение Государя, якобы не вызвало никаких протестов, что никто за Него не вступился.
На первых трёх стендах второго зала мы видим разных людей, которые занимали разные положения в Российской Империи, но все они выказали своё отношение к февральскому перевороту.
Это и генерал граф Келлер, который отказался присягать Временному правительству и даже послал телеграмму Государю с просьбой не оставлять Престол. Только под угрозой объявления мятежником он сдал командование корпусом.
Это двоюродный брат Николая II Великий Князь Кирилл Владимирович, который пытался подавить революцию в Петрограде, предлагая свою помощь и Хабалову, и Родзянко. Но ни тот не другой этой помощью не воспользовались. В последствии, враги монархии и Династии пытались опорочить Великого Князя, выдумав легенду о том, что Кирилл Владимирович пришёл к Таврическому дворцу с «красным бантом» и примкнул к мятежу.
Полковник Кутепов так же пытался подавить мятеж, но из -за нераспорядительности генерала Хабалова и малого количества войск под рукой Кутепова, это начинание так же не увенчалось успехом.
В Екатеринбурге с яркой проповедью против крамольников выступил Владыка Екатеринбургский и Ирбитский Серафим (Голубятников).
Генералы Круглевский и Семёнов узнали о перевороте постфактум, но и они высказали своё глубоко отрицательное отношение к нему, выразим настроение других офицеров и генералов.
И конечно на стенде представлены поступки городовых, кадетов, младших офицеров, верных присяге. Всех тех, чей голос в те страшные дни прозвучал в защиту Царского имени.
А говорить в те дни что-либо в защиту Монарха было действительно опасно. Следующие стенды так же рассказывают о малоосвящённой стороне февральского переворота: репрессиях против всех контрреволюционно настроенных кругов общества и, прежде всего, офицерства. Но не только: страшной смертью умерли многие городовые и жандармы, были арестованы многие патриотические политики, сановники. Были закрыты все патриотические газеты и журналы. На словах защищая «свободу», Временное правительство установило по сути революционную диктатуру ещё за полгода до большевиков.
В результате слома всех основ государства (правительство, правоохранительная система, губернаторский корпус) тыл воюющей страны погрузился в пучину анархии. «Гучковская чистка» в армии лишила ещё нескольких сотен офицеров, что отрицательно сказалось на её боеспособности.
Сложные времена переживала и Церковь. С одной стороны, мы видим и наличие монархических настроений среди священства (уже упоминавшиеся примеры митр. Питирима и Макария), среди мирян. С другой стороны, в действиях церковных иерархов мы можем найти и примеры недостаточной твёрдости монархических убеждений (например, митр. Владимир (Богоявленский) помогал обер-прокурору Львову выносить Императорское кресло из зала Синода). Прискорбным фактом в те годы явились и исправления богослужебных текстов (примеры которых мы можем видеть на баннере) или такие абсурдные факты как пение в церквях «многая лета» временному правительству!
Подлинной катастрофой февральский переворот явился для армии. Временное правительство (с подачи Петроградского совета, в котором руководили левые) издало приказ №1 по который давал солдатам «демократические» права митингов и демонстраций, отменял «чинопочитание». В ротах, полках, батальонах создавались солдатские комитеты с правом обсуждения приказов. Давалось право отстранять неугодных командиров.
Армия полностью потеряла боеспособность: офицеров, требовавшие соблюдения дисциплины, убивали, солдаты голосовали: идти в атаку или не идти. Крушение фронта было делом времени. Сами солдаты, по верному замечанию А. Керсновского, решили, что раз Царя не стало, то и «царскому делу» - войне – пришёл конец. Все сдерживающие начала были убраны и в человеке с ружьём стал просыпаться настоящий зверь. Страшные преступления творили солдаты некогда христолюбивого воинства.
Огромный баннер занимает одну из стен выставочного зала.
На нём мы видим три периода, который пережила Россия за 1917 г.: Императорская Россия, Временное правительство, и приход к власти большевиков. Центральное место занимает показ катастрофических итогов 8-месячного пребывания у власти Временного правительства. На баннере так же изображена хронологическая таблица важнейших событий в России за 1917 г.
На предпоследнем стенде представлены высказывания современников об итогах революции. Русская революция оказалась национальным банкротством и мировым позором — таков непререкаемый морально-политический итог пережитых нами с февраля 1917 года событий. С этим высказывание Петра Бернгардовича Струве нельзя не согласится.
Отдельно показана судьба некоторых февральских заговорщиков. Кто-то был убит во время красного террора (генерал Рузский), кто-то умер в нищете в эмиграции, отойдя от политики (князь Львов), кто-то эволюционировал в сторону национал-большевизма и примирения с советской властью (Милюков и Шульгин). Но все они уже в этой жизни понесли то или иное наказание за грех свержения Помазанника Божия.
Но всё же, лишившись законной власти, Отеческой власти Православного Государя мы сохранились как народ. И надежда на Воскресение Великой Единой-Неделимой Российской Империи безусловно есть. И на последнем стенде мы видим мысли об этом русских мыслителей и святых.
Отдельно показаны образование и культура в 1917 г., в т. ч. и реакция писателей, поэтов, учёных на происходящее в стране.
В организации выставки, подборе цитат и общей концепции (за исключением раздела по культуре) непосредственно принимал участие Екатеринбургский отдел Российского Имперского Союза-Ордена.
Версия для печати