Аргументы в пользу монархии готовы предложить не только социально изолированные группы монархистов, высмеиваемых нашей тотально либеральной с элементами беснования прессой, а Церковь, важнейший общественный и мистический институт, голос которого в нашей стране важен для огромного количества людей и, что не менее важно, для государственной власти как совокупности институтов.
Если разговор пойдет всерьез, то из нынешних 28 процентов сторонников монархии в короткие сроки может получиться все 78 процентов, а то и больше. Одни поймут, что речь идет не о переливании из пустого в порожнее, а о реальной перспективе, а потому попросту перестанут скрывать свой латентный монархизм. Другим, на самом деле все равно, и они охотно присоединятся к более популярному мнению (в таком социальном конформизме есть свои недостатки, но, по сути, это обыденное жизненное явление). И, не исключено, что упорных антимонархистов в нашей стране гораздо меньше, чем думалось, а еще меньше в ней республиканцев, так как реальные противники монархии это, в своем большинстве, левые, неосталинисты, и им подавай вместо монарха вождя, а не переизбираемого чиновника. Поэтому если вести разговор о монархии всерьез и упорно, то есть все основания в короткие сроки обнаружить в нашем обществе монархическое большинство.
Каковы те основания (именно основания, а не агитационные аргументы), на которые опирается мнение, что возрождение монархии в России – оптимальный путь её грядущего развития?
Прежде всего – историческая Россия есть Россия монархическая, Россия царей. И мы сами и весь мир отлично знаем, что в течение всего периода, когда Россия существовала как Россия, в ней была монархическая форма правления. Слово tzar вошло во многие языки мира. Сущность исторической русской государственности в том, что это - монархическая государственность.
Стоило монархии пасть, стать России республикой, и, в течение нескольких месяцев, историческая Россия прекратила свое существование, сменившее даже имя на СССР. И современная РФ именно потому выглядит странным промежуточным образованием, которое наследует не столько исторической России, сколько Советскому Союзу, что упорно рядится в республиканские одежды.
Пока Россия - не монархия, весь мир может делать вид, что её не существует, что наша страна, - самозванец, который к той известной всем России не имеет никакого отношения.
Одного этого аргумента вполне достаточно, чтобы разговор о восстановлении монархии приобрел достаточную серьезность.
Монархия "библейского" типа, восходящая, так или иначе, к помазанию царя Давида пророком Самуилом основана на идее непосредственного божественного призвания этого типа власти. Вручение царской власти в библейской традиции – это вручение сердца царева в руку Божию, это агиополитический акт, который делает Бога прямым соучастником нашей истории.
И русская история была организована именно так. Пусть циники скажут, что история любой власти – это история преступлений. Но история русской власти – это еще и история святости: княгиня Ольга, Владимир Креститель и Ярослав Мудрый, страстотерпцы Борис и Глеб, благоверный Владимир Мономах и страстотерпцы Андрей Боголюбский и Юрий Всеволодович, святые защитники русской земли – Александр Невский, Даниил Московский и Дмитрий Донской, замыкающий чреду Рюриковичей Феодор Блаженный…
И даже в гораздо более светской по своему характеру по условиям послепетровской эпохи династии Романовых парадоксально проявляется святость – тут и народное почитание убиенного государя Павла Петровича, и тайна, связанная с его сыном Александром, которого многие хотят видеть в уже канонизированном святом старце Феодоре Кузьмиче, и, наконец, жертва царя-мученика Николая и его августейшей семьи.
А если вспомнить какое количество святых группировалось вокруг этих святых монархов, то становится понятно, что русская монархия во все времена была точкой, вокруг которой собиралась пришедшая в наш мир спасительная Благодать. Древо государства Российского было насаждено святыми и рождало новых и новых святых, как это изображено на знаменитой иконе Симона Ушакова.
Уже одного этого аргумента в пользу монархии достаточно для истинно православного человека (то есть того, кто считает православие живой мистической реальностью, а не только лишь игрой культурного ума).
Мир русской монархии – это мир осуществления святости. А если не стремиться к святости, то зачем и вообще жить?
Источник Версия для печати