В экспозиции – 269 предметов из фондов Государственного музея-заповедника “Петергоф”: картины, произведения декоративно-прикладного искусства, книги, атрибуты письма и чтения, старинный спортивный инвентарь, а также экспонаты мемориального характера из петергофских дворцов, связанные с именами представителей Императорской Фамилии, включая предметы, принадлежавшие наследникам престола.
Богородицкий дворец-музей был не случайно выбран для проведения этой выставки. Екатерина II уделяла особое внимание воспитанию и образованию своего побочного сына Алексея Бобринского. Дети из этого графского рода воспитывались вместе с великими князьями, ведь Бобринских и Романовых связывали тесные семейные узы.
Интересно, что материнские чувства Екатерины II, мало проявившиеся при воспитании сына Павла, пробудились в ней при рождении внуков, особенно нежно любимого Александра. И Александр, и родившийся вскоре Константин жили постоянно при бабушке, встречаясь с родителями только раз или два в неделю в присутствии самой Екатерины или под наблюдением посторонних лиц. Воспитание внуков полностью находилось в руках бабушки.
Александр очень любил бабушку, мог часами находиться в кабинете императрицы, наблюдая за её работой; даже переставал плакать, когда она входила в комнату. Очень скучал, если несколько часов не видел Екатерину и начинал писать письма (мальчик рано научился читать и писать); если он болел, то просил позвать именно бабушку.
Большой интерес вызывают педагогические мысли и наблюдения Екатерины за своими питомцами.
В 1784 году, когда Александру ещё не исполнилось семи, а Константину – пяти лет, Екатерина решила, что мальчики должны “перейти в мужские руки”. Выбор пал на князя Николая Ивановича Салтыкова, бывшего до этого десять лет воспитателем цесаревича Павла Петровича, сына Екатерины II. “В главные приставники над воспитанием искали Мы особу добронравную, – писала императрица Н. И. Салтыкову, – поведения, основанного на здравом рассудке и честности, и который с детьми умел бы обходиться приятно и ласково”. По мнению Екатерины, князь соединил в себе все эти качества.
Известно более 130 писем Екатерины II, Павла I, Александра I и Константина к Салтыкову, наполненные чувствами благодарности, почтения и уважения. Екатерины была довольна человеком, которому доверила непосредственное воспитание и образование своих внуков. Но в руководство ему она написала “Инструкцию князю Николаю Ивановичу Салтыкову при назначении его к воспитанию Великих Князей” – своё самое значительное педагогическое сочинение.
В “Инструкции” раскрываются взгляды Екатерины II на задачи, формы и методы воспитания и образования юношества на примере её забот о воспитании собственных внуков.
Императрица рассматривала воспитание как главнейший фактор формирования человеческой личности. Правильно поставленное, оно создаёт человека с высокими общественными интересами и нравственными стремлениями. “Здравое тело и умонаклонение к добру составляет все воспитание”, – писала она в предисловии к “Инструкции”, общий дух которой дышит кротостью, любовью к детям, сохранением в них весёлости и свободы. Из процесса воспитания изгнаны все деспотические приёмы, способные сломить ребёнка, его волю, не направить её к добру.
Известно, что императрица гордилась своим произведением. В её кабинете всегда находилось несколько копий “Инструкции”, хорошо переписанных, которые она жаловала вельможам и знаменитым путешественникам в знак своего расположения. В Москве в Архиве древних актов, в бумагах Екатерины II имеются три экземпляра аккуратно переписанной “Инструкции” – интересного историко-педагогического документа своей эпохи.
Ефим ШАИН, профессор Тульского государственного педагогического университета, Тула
Выставка “Наследник российского престола. Воспитание Петергофом”. Источник фото: museum-tula.ru
Источник Версия для печати