Кинофестиваль «Русское зарубежье» — это первый и единственный в истории фестивального движения форум, посвященный изучению и осмыслению феномена русской эмиграции, сохранению культурного, научного и духовного наследия Русского зарубежья. Наша работа направлена на консолидацию русских людей, рассеянных по всему миру.
МКФ «Русское зарубежье» был учрежден в 2007 году Домом русского зарубежья имени Александра Солженицына и киностудией «Русский путь» и проходит при неизменной поддержке Министерства иностранных дел Российской Федерации.
Путь нашего кинофорума не прост. Не только потому, что требуются большие организаторские усилия, но, прежде всего, потому, что проживание судеб русского изгнанничества — нелегкая, непрерывная работа души. Мы восхищаемся силой духа русских людей, разлученных с Родиной, но не утративших к ней любви, сохранивших в сердцах надежду на возвращение и горячее желание служить Отечеству.
Ежегодно собираемая по крупицам программа кинопоказов, выставок и тематических встреч представляет широкую панораму русского рассеяния, знакомит многочисленную аудиторию с малоизвестными страницами отечественной истории, с уникальными судьбами выдающихся представителей Русского зарубежья, с жизнью русскоязычных общин в разных уголках мира сегодня. За прошедшие тринадцать лет фестиваль стал значимым событием в культурной жизни России и снискал уважение среди отечественных и зарубежных ценителей киноискусства, а также интересующихся российской историей зрителей.
В жюри конкурсов игровой и документальной программ в разные годы входили выдающиеся мастера отечественной и зарубежной культуры, такие как кинорежиссеры Глеб Панфилов, Геннадий Полока, Александр Прошкин, Александр Долгорукий (Франция), исследователи российского и зарубежного кинематографа Рашит Янгиров, Сергей Лаврентьев, Марина Тарковская, известный славист из США Джон Глэд и другие. Гостями и лауреатами фестиваля стали Никита Михалков, Андрис Лиепа, Владимир Грамматиков, Джоанна Мерлин, Николай Караченцов, Юрий Назаров, Аида Ведищева, Святослав Бэлза, Сергей Юрский, Бен Хеллман, Владимир Фокин, Анатолий Смелянский, Саид Багов, Зураб Чавчавадзе и многие другие.
Неугасаемый интерес русскоязычной и иностранной публики разных поколений к программам нашего кинофорума, к истории России вдохновляет нас на продолжение поисков. В попытке уберечь от забвения имена наших соотечественников — представителей Русского Зарубежья, неоценимую помощь нам оказывают талантливые кинематографисты.
Оргкомитет Международного кинофестиваля «Русское зарубежье»
Кинофестиваль проходит в Москве, в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына, открываясь в знаковый для России день — 7 ноября. На конкурс представляются игровые и неигровые фильмы. Главный приз кинофорума — бронзовая скульптура «Философский пароход» (автор приза — московский скульптор Галина Шилина). Вручается за лучший игровой и лучший неигровой фильмы.
Периодически в рамках кинофестиваля проходит награждение видных деятелей культуры разных стран Медалью имени Михаила Чехова, которая вручается за выдающиеся достижения в области кинематографии и театрального искусства.
ПРОГРАММА
ЦЕРЕМОНИЯ ОТКРЫТИЯ
МЕЖДУНАРОДНОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ
«РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ»
СОПРОТИВЛЕНИЕ. РУССКИЕ ФРАНЦУЗЫ — К 75-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
(реж. Юлия Герра, Россия, 2019, 52 мин., неигровой, вне конкурса)
Дети русских эмигрантов «первой волны» делятся воспоминаниями о своем участии в Движении Сопротивления, зародившемся в оккупированной Франции в 1940 году.
ИСХОД — К 100-ЛЕТИЮ РУССКОГО ИСХОДА
(реж. Александр Гурешидзе, Россия, 2002, 53 мин., неигровой, вне конкурса)
Вопреки внедренному в сознание советских людей мнению об экономической отсталости дореволюционной России, в том числе в военно-промышленном производстве, факты, представленные в фильме, свидетельствуют об обратном.
ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ИСХОД — К 100-ЛЕТИЮ РУССКОГО ИСХОДА
(реж. Даниил Сырых, Россия, 2010, 47 мин., неигровой, вне конкурса)
После революционных событий 1917 года и Гражданской войны Родину покинули около двух миллионов русских. Они вынуждены были искать приют в разных странах, но сохранили Отчизну в своих сердцах. Девиз детей эмигрантов: «Помни, чье имя носишь!».
ДМИТРИЙ БЕЛЮКИН. «БЕЛАЯ РОССИЯ. ИСХОД» — К 100-ЛЕТИЮ РУССКОГО ИСХОДА
(реж. Марина Улыбышева, Россия, 2019, 27 мин., неигровой, вне конкурса)
Народный художник России Дмитрий Белюкин делится подробностями многолетнего процесса создания картины, посвященной одному из самых трагических событий истории России ХХ века — Русскому Исходу.
РУССКИЙ ИСХОД — К 100-ЛЕТИЮ РУССКОГО ИСХОДА
(реж. Алексей Денисов, Россия, 2002, 44 мин., неигровой, вне конкурса)
В начале 1920-х годов из России были высланы многие представители «антисоветской интеллигенции» — выдающиеся ученые, писатели, философы, инженеры, священники — «хранители культурных заветов России». Их усилиями в Европе были созданы знаменитые русские научные институции.
ЗОЛОТО КОЛЧАКА
(реж. Екатерина Китайцева, автор Елена Чавчавадзе, Россия, 2019, 52 мин., неигровой)
К началу Первой мировой войны Россия обладала самым крупным в мире золотым запасом. Создатели фильма прослеживают пути перемещения значительной его части в течение Гражданской войны и выясняют, кому и при каких обстоятельствах стало принадлежать российское золото.
КРУГЛЫЙ СТОЛ, ПОСВЯЩЕННЫЙ 100-ЛЕТИЮ РУССКОГО ИСХОДА (85 мин.)
Участники:
Заместитель директора Дома русского зарубежья им. А. СолженицынаИгорь Домнин
Сотрудники отдела военно-исторического наследия Дома русского зарубежья им. А. Солженицына:
Заведующий отделом
Андрей Кручинин
Ведущий научный сотрудник, кандидат исторических наук
Никита Кузнецов
Старший научный сотрудник
Андрей Морыняк
Старший научный сотрудник
Александр Петров
Старший научный сотрудник, кандидат исторических наук
Николай Егоров
АПОСТАСИЯ
(реж. Алексей Мурадов, Россия, 2016, 131 мин., игровой)
События четырех сюжетов фильма происходят в разные военные периоды на протяжении столетия. Казалось бы, герои никак не связаны между собой, однако, поступки, совершенные одними, в последующем эхом отражаются на жизни других.
(реж. Марина Некрасова, Россия, 2018, 39 мин., неигровой, информационный показ)
Герой фильма в детстве переезжает с родителями из России во Францию, повзрослев, он пытается разобраться какая из стран ему ближе и кто он — француз или русский.
МЕРТВЫЙ СЕЗОН
(реж. Наталья Саврас, Россия, 2020, 32 мин., неигровой, информационный показ)
В стремлении излечиться от душевных переживаний и в поисках творческих перспектив режиссер анимационного кино Александра переезжает из России на Кипр.
СВЕТЛАНА И КУРТ
(реж. Валентина Свенссон, Швеция, 2018, 58 мин., неигровой)
Светлана Чайкина познакомилась с Куртом Пилтом в Интернете и переехала жить в Швецию. Фильм повествует об их трогательных взаимоотношениях и о том, как любовь помогает осуществляться мечтам.
ИХ ИСЛАНДИЯ
(реж. Эдуард Мастантуони, Исландия, 2020, 62 мин., неигровой)
Фильм рассказывает о жизни русской общины в Рейкьявике, а также о сохранении добрых взаимоотношений между Исландией и Россией.
РУССКИЕ АМЕРИКАНЦЫ — К 100-ЛЕТИЮ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ
(реж. Анастасия Кобзарева, Республика Беларусь, 2019, 21 мин., неигровой, вне конкурса)
Для православной молодежи Америки — потомков русских эмигрантов, вера является главным ориентиром в стране широких свобод. Участники фильма рассказывают о жизни внутри русских церковных общин, делятся своими тревогами и надеждами.
РУССКАЯ ШКОЛА В ВИФАНИИ — К 100-ЛЕТИЮ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ
(реж. Александр Слободской, Израиль, Россия, 2018, 39 мин., неигровой, вне конкурса)
На территории Вифанского участка монастыря Святой Марии Магдалины в Гефсимании, принадлежащего Русской духовной миссии РПЦЗ, многие годы существует одна из лучших местных школ и приют для девочек. Здесь учатся и мусульмане, и православные.
НАВСТРЕЧУ МЕЧТЕ
(реж. Ирина Гобозашвили 2019, 82 мин., игровой)
Вопреки тяжелой болезни юноша отправляется в путешествие, чтобы исполнить свою мечту. Его поступок многое меняет в жизни других людей.
АЛЕКСАНДРОВКА
(реж. Галина Евтушенко, Россия, 2020, 52 мин., неигровой)
В центре Германии, в Потсдаме, существует русская деревня Александровка, построенная в начале XIX века. В ней и сегодня сохраняется память о России.
АЛЕКСАНДР ЗАСС. РУССКИЙ САМСОН
(реж. Андрей Судиловский, Россия, 2019, 40 мин., неигровой, вне конкурса)
Фильм рассказывает о «Сильнейшем человеке Земли» Александре Ивановиче Зассе, всемирно известном артисте цирка, дрессировщике, создателе уникальной системы физических тренировок.
ПОЕДИНОК С ЖИЗНЬЮ — К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АЛЕКСАНДРА КУПРИНА
(реж. Павел Прохоренков, Россия, 2020, 40 мин., неигровой, вне конкурса)
Александр Иванович Куприн родился в 1870 году в Наровчате. Больше века спустя здесь открылся его музей, коллекция которого легла в основу фильма о жизни и творчестве писателя.
МЕЖДУ МИРАМИ — ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ЕЛЕНЫ АНТИПОВОЙ
(реж. Гильерме Рейс, Бразилия, 2019, 70 мин., неигровой)
Елена Владимировна Антипова покинула Россию в 1924 году. Через пять лет она занялась организацией в Бразилии школ и приютов для детей, нуждающихся в социальной и психологической коррекции. О знаменитом педагоге рассказывают ее последователи и биографы.
РУССКИЙ КОМИКС КОРОЛЕВСТВА ЮГОСЛАВИЯ
(реж. Денис Чуваев, Россия, 2019, 42 мин., неигровой, вне конкурса)
В 1935 году в Королевстве Югославия появился новый жанр в искусстве — комикс. Значительный вклад в его развитие внесли выходцы из России, оказавшиеся на Балканах после революции.
ЛАБИРИНТЫ ИГОРЯ ВАСИЛЬЕВА
(реж. Андрия Димитриевич, Сербия, 2019, 105 мин., неигровой)
Игорь Васильев родился в 1928 году в Белграде в семье русских эмигрантов. За 26 лет трагически оборвавшейся жизни он создал около 350 картин и 500 рисунков. О жизни и творчестве художника рассказывают родные, знакомые, исследователи.
КОНЕЦ СЕЗОНА
(реж. Константин Худяков, Россия, 2019, 95 мин., игровой)
Три сестры размеренно живут в прибалтийском курортном городке в доме мужа одной из них. Внезапное появление постояльцев, поначалу показавшееся удачей, оборачивается криминальной историей, участниками которой все поневоле становятся.
11 НОЯБРЯ
КАПИТАН — К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АЛЕКСАНДРА КУПРИНА
(реж. Анна Стерхова, Россия, 2019, 25 мин., игровой, вне конкурса)
Утомленный службой офицер равнодушно распоряжается жизнями пленных. Один из обреченных им на расстрел является капитану во сне.
1919
(реж. Магда Грон, Россия, 2019, 21 мин., игровой, вне конкурса)
Одесса. 1919 год. Большевики устанавливают свои порядки в городе. Врачу и его семье грозит арест.
ВОЗВРАЩЕНИЕ ПЬЕРА ЖИЛЬЯРА
(реж. Людмила Шахт, Константин Козлов, Россия, 2018, 70 мин., неигровой)
Швейцарец Пьер Жильяр, учитель и наставник детей Николая II, был разлучен с ними в мае 1918 года. До этого в течение 13 лет его фотокамера запечатлевала быт царской семьи, благодаря чему сформировался уникальный архив. О Пьере Жильяре рассказывают его племянники.
ПУСТЫЕ СТРАНИЦЫ
(реж. Мария Поприцак, Россия, 2019, 56 мин., неигровой)
Дневниковые записи, архивные фотографии и кинохроника рассказывают о радостях и переживаниях, домашних событиях и общественной жизни членов семьи Николая II, вплоть до их трагической гибели.
ПО СЛЕДАМ СВИДЕТЕЛЯ
(реж. Бошко Милосавльевич, Сербия, 2019, 48 мин., неигровой)
Депутат Государственной думы, свидетель отречения от власти Николая II, Василий Витальевич Шульгин уехал из России в 1920 году. Спустя четверть века он был возвращен в СССР и заключен в тюрьму. О видном политическом и общественном деятеле, публицисте рассказывают исследователи.
МИССИЯ АНДЕРСОНА
(реж. Майкл Шур, США, 2020, 48 мин., неигровой)
Пол Андерсон впервые приехал в Россию летом 1917 года в составе Юношеской христианской ассоциации YМСA для организации помощи русским военнопленным. Вскоре ради сохранения русской духовной культуры было создано издательство русской книги за рубежом — ИМКА-Пресс, которому Пол Андерсон посвятил всю дальнейшую жизнь.
КРУГЛЫЙ СТОЛ «100-ЛЕТИЕ СТАНОВЛЕНИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ»
Участники:
Философ, публицист
Ирина Николаева
Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник
Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета
Светлана Баконина
Кандидат филологическим наук, старший научный сотрудник Института мировой литературы им. А. М. Горького РАН
Елена Осипова
Доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии
Михаил Шкаровский
Доктор исторических наук, кандидат богословия, доцент
кафедры общей и русской церковной истории и канонического права
Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета
Андрей Кострюков
Публицист, главный редактор интернет-портала «Русская идея»
Михаил Назаров
Настоятель храма Святой Троицы в Белграде
Протоиерей Виталий (Тарасьев) (Сербия)
Регент храма Апостола Марка в Белграде, кандидат богословия
Предраг Миодраг (Сербия)
ПОМЯННИК
(реж. Людмила Разгон, Россия, 2020, 88 мин., неигровой)
Потомки семи православных священников — братьев Фавстрицких, по крупицам восстанавливают историю их служения и мученичества в 20–30-е годы ХХ века.
12 НОЯБРЯ
ЮЛ БРИННЕР: ДУША БРОДЯГИ — К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯЮЛА БРИННЕРА
(реж. Маргарита Куклина, Россия, 2014, 40 мин., неигровой, вне конкурса)
Юлий Борисович Бринер родился в 1920 году во Владивостоке. Через шесть лет мать увезла его за границу. Воспоминаниями о знаменитом голливудском актере, ученике Михаила Чехова, обладателе премии Оскар делится его сын.
ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ ИВАНА БУНИНА — К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ИВАНА БУНИНА
(реж. Никита Михалков, Россия, 2013, 65 мин., неигровой, вне конкурса)
Книга Ивана Алексеевича Бунина «Окаянные дни» — это дневниковые записи о революционных событиях в России вплоть до отъезда писателя за рубеж. Размышляя над произведением И. А. Бунина, автор фильма рассуждает о русском характере, о причинах переворота 1917 года, о том, что происходит с Отечеством сегодня.
ЗАГАДКА АЛЛЫ БАЯНОВОЙ
(реж. Григорий Илугдин, Россия, 2019, 57 мин., неигровой)
Алла Николаевна Баянова родилась в Российской империи, но вследствие политических событий, произошедших в стране в начале ХХ века, оказалась за рубежом. Всемирно известной исполнительнице русских песен и романсов удалось вернуться на Родину и петь русским людям, как завещал ей отец, только в 1976 году.
БОРИС ВОЛКОВ — РУССКИЙ ОТЕЦ КАНАДСКОГО БАЛЕТА
(реж. Максим Кравчинский, Канада, 2020, 77 мин., неигровой)
В 1924 году во время гастрольного турне танцовщик Борис Баскаков (Волков) остался в Шанхае. Пять лет спустя он открыл в Торонто свою школу, а впоследствии педагога и хореографа Бориса Волкова назвали «отцом Канадского балета».
МОЙ НАБОКОВ
(реж. Марина Труш, Владимир Самородов, Россия, 2019, 69 мин., неигровой)
Набоковы покинули Россию в 1919 году. Об их жизни на Родине и за рубежом рассказывают потомки и исследователи. В фильме звучат стихи Владимира Набокова.
АНДРЕЙ ТАРКОВСКИЙ. КИНО КАК МОЛИТВА
(реж. Андрей Тарковский-младший, Италия, Россия, Швеция, 2019, 98 мин., неигровой)
Режиссер Андрей Тарковский рассуждает о творчестве и смысле жизни… Впервые публикуемые аудио и видеозаписи приоткрывают зрителю духовный мир мастера. «Чем больше торжествует зло, тем больше оснований создавать произведения искусства… То, что не строится на духовном уровне, не имеет к искусству отношения».
НЕСРОЧНАЯ ВЕСНА — 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ИВАНА БУНИНА
(реж. Владимир Толкачиков, СССР, 1989, 128 мин., игровой, вне конкурса)
1914 год. Репетитор Алексей Дмитриевич и дочь помещика Руся полюбили друг друга, но в силу обстоятельств расстались. Прошло девять лет, гибельные перемены в стране приводят героя к осознанию, что спасение и душевное умиротворение он найдет только в прежней любви.
13 НОЯБРЯ
ПОДМОГА — К 75-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
(реж. Геннадий Новиков, Россия, 2020, 42 мин., неигровой, вне конкурса)
Участники «Арктических конвоев», доставлявших в СССР грузы по ленд-лизу во время Второй мировой войны, и бывший житель Мурманска, ребенком наблюдавший за теми событиями, делятся воспоминаниями о пережитом.
НЕ РАБЫ РЫБЫ — К 75-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
(реж. Тамара Сушко, Швеция, 2018, 44 мин., неигровой, вне конкурса)
В 1941–1945 годах в оккупированной Норвегии на нацистских рыбных заводах работали тысячи военнопленных и гражданских из СССР и Европы. Там появились на свет 139 советских детей. Расследуя тайну своего рождения, художник Юрий Сальников совместно с норвежскими историками и активистами восстановили ряд исторических фактов Второй мировой войны и вернули миру забытые имена.
КЛЕТКА
(реж. Ирина Васильева, Россия, 2019, 45 мин., неигровой)
Об удивительной жизни русского ученого-биолога, основателя лазерной хирургии, общественного деятеля, боровшегося с фашизмом в Германии в 30-е годы, Сергея Степановича Чахотина рассказывает его сын.
НЕВМОГОТУ
(реж. Таисия Никитина, Россия, 2019, 33 мин., неигровой)
Фильм рассказывает о группе студентов, осужденных в 60-е годы за антисоветскую пропаганду, тогда как это была попытка осознать истинный смысл трудов В. И. Ленина.
ШАМАН
(реж. Андрей Осипов, Россия, 2020, 42 мин., неигровой)
Сын в беседе с пожилым отцом пытается доказать, что народная любовь к Сталину и его неуязвимость явились следствием связи советского вождя с темными силами.
ФРАНЦУЗ
(реж. Андрей Смирнов, Россия, 2019, 128 мин., игровой)
В конце 1950-х французский студент русского происхождения приезжает в Советский Союз с надеждой разыскать своего отца, арестованного 20 лет назад. Знакомясь с людьми, он открывает для себя различные стороны жизни в стране, познает любовь, испытывает разочарование.
14 НОЯБРЯ
ТОРЖЕСТВЕННАЯ ЦЕРЕМОНИЯ ВРУЧЕНИЯ НАГРАД МЕЖДУНАРОДНОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ «РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ»
ПОКАЗ НЕИГРОВОГО ФИЛЬМА, НАГРАЖДЕННОГО ГЛАВНЫМ ПРИЗОМ XIV МКФ «РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ»