15 февраля мы вспоминаем трагическую страницу нашей истории — расстрел в Туле Крестного хода в 1918 году.
Сегодня, в 103 годовщину этого события, по инициативе тульских имперцев и поддержке тульского краеведа и писателя Игоря Аркадьевича Родинкова, в здании воскресной школы Храма Рождества Христова, состоялся круглый стол, посвящённый этой трагической дате. Основной доклад был у И.А. Родинкова. Далее собравшиеся обменялись мнениями о необходимости борьбы с замалчиванием истории. Очень приятно, что мероприятие собрало единомышленников ранее не знакомых с друг другом! Приятная беседа перетекла в чаепитие на котором наметились новые идеи для встреч и обсуждений. Ближайшая состоится 28 февраля и будет посвящена годовщине Ледяного похода Добровольческой Армии. Место: Храм Рождества Христова( Тула, маркса 26).
А теперь попробуем с помощью тульского краеведа Игоря Аркадьевича Родинкова рассказать о трагических событиях более вековой давности.
…15 августа 1917 года в Москве открылся Поместный Собор Русской Православной Церкви. После долгих дебатов Собор наметил трех кандидатов на Патриарший престол. 5 ноября в переполненном храме Христа Спасителя, вмещавшем 12 тысяч человек, старец-затворник Зосимовой пустыни Алексий поднялся на амвон, трижды осенил себя крестом и вынул из ковчежца («по указанию Божию») жребий избранника – митрополита Московского и Коломенского Тихона.
Патриарх Тихон начал свой крестный подвиг.
Поместный Собор пытался остановить Октябрьскую революцию, направлял делегации к юнкерам и отрядам большевиков, но цели не достиг. После революции начались гонения на Церковь.
Киевский митрополит Владимир, вручавший Патриарху посох святого митрополита Петра, и Петербургский митрополит Вениамин, избранный Тихоном на случай своего ареста или смерти заместителем Патриарха, расстреляны. Тобольский епископ Гермоген за попытку вызволить из ссылки царя живым привязан к колесу парохода и измочален лопастями. Пермский епископ Андроник закопан в землю живым. Архиепископ Черниговский Василий при выезде из Перми, где он расследовал убийство Андроника, схвачен и расстрелян…
Ответом на этот беспредел стало послание Патриарха Тихона, разосланное по всем российским приходам 19 января 1918 года. В нем говорилось:
«Тяжкое время переживает ныне Святая Православная Церковь Христова в Русской Земле: гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово, и вместо любви христианской всюду сеять семена злобы, ненависти и братоубийственной брани. Забыты и попраны заповеди Христовы о любви к ближним: ежедневно доходят до нас известия об ужасных и зверских избиениях ни в чем не повинных… людей. И все это совершается… с неслыханною доселе дерзостию и беспощадной жестокостию…, с попранием всякого права и законности…
…Все сие преисполняет сердце наше глубокою болезненною скорбию и вынуждает нас обратиться к таковым извергам рода человеческого с грозным словом обличения… Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы… Гонение жесточайшее воздвигнуто и на Святую Церковь Христову: …храмы подвергаются или разрушению чрез расстрел из орудий смертоносных, или ограблению и кощунственному оскорблению; чтимые верующим народом обители святые… захватываются безбожными властелинами тьмы века сего…
…Где же пределы этим издевательствам над Церковью Христовой! Как и чем можно остановить это наступление на нее врагов неистовых?
Зовем всех, вас, верующих и верных чад Церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне Святой Матери нашей.
Враги Церкви захватывают власть над нею и ее достоянием силою смертоносного оружия, а вы противостаньте им силою веры вашей, вашего властного всенародного вопля, который остановит безумцев и покажет им, что не имеют они права называть себя поборниками народного блага, строителями новой жизни,… ибо действуют даже прямо противно совести народной.
А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою…»
Получив послание Патриарха, Тульское духовенство полностью его поддержало и назначило на 2 февраля, праздник Сретения Господня, Крестный ход, целью которого было выразить протест против гонений на Церковь. В этот день к поздней праздничной обедне народ потянулся в Кремль, где в Успенском соборе служили архиепископ Тульский и Белевский Иувеналий (Масловский) и епископ Каширский Корнилий(Соболев) в сослужении большого количества градского духовенства.
Перед началом Крестного хода планировалось зачитать верующим послание Патриарха Тихона, а затем пройти из Кремля по Киевской улице (ныне проспект Ленина) к церкви Александра Невского, мимо церкви Петра и Павла (ул. Ленина), Георгиевской церкви (угол ул. Ленина и ул. Братьев Жабровых), Николо-Часовни (перекресток ул. Советской и Красноармейского пр.). Спасопреображенской церкви (ул. Советская. Снесена) и вернуться обратно в Кремль.
Однако нормальный ход событий был нарушен в самом начале, когда протодиакон с паперти Успенского собора Кремля стал читать собравшейся вокруг него толпе послание Патриарха. Едва он прочитал несколько первых фраз, как за Кремлевской стеной, на Киевской улице, раздалась пулеметная очередь: красногвардейцы, перегородившие главную улицу Тулы, пытались запугать верующих…
В Кремле началась паника, но духовенству удалось успокоить толпу и построить в колонну, которая в полдень под колокольный звон вышла на главную улицу города. Здесь на углу Киевской и Менделеевской улиц верующих встретили выстрелами. После начавшейся предупредительной стрельбы епископ Иувеналий и значительная часть прихожан вернулись в храм… Шествие продолжил Епископ Корнилий.
Газета «Новый народный голос» со ссылкой на газету «Земля и воля» писала: «Красногвардейцы, стрелявшие до этого времени вверх… начали расстреливать подошедших в упор… Люди, несшие иконы, и духовенство среди улицы под градом пуль продолжали двигаться. Показался владыко, около него было 2-3 человека. Сзади никого не было, впереди тоже. Прекратившаяся было стрельба опять началась. Это был один из диких возмутительных моментов. Расстреливали человека, мирно идущего по улице. Скоро владыко подошел к иконам, и Крестный ход, под несмолкаемую ружейную стрельбу, начавшуюся на всех углах Киевской улицы, продолжал свой путь, оставив несколько убитых против гостиницы». (Имеется в виду гостиница «Артель», в здании которой позднее размещались губисполком, потом — облисполком; снесена в начале 80-х годов XX века).
Сам епископ Корнилий в интервью газете тульских эсеров «Земля и Воля», опубликованном в ней восемь дней спустя, рассказывал: «Боясь, что может произойти давка, я успокаивал бегущих. Пропустив этот поток, я вышел на Невскую улицу и тогда увидел, насколько я отстал от крестного хода, который был уже около Посольской (ул. Советская). Меня окружала только небольшая группа людей. Проходя мимо гостиницы Артель, я увидел стоявших возле нее вооруженных людей. «В Вас целятся, — услышал я взволнованный голос одного из окружающих меня, гимназиста, — но я защищу вас», — добавил он. В это время я был ранен… кажется, одновременно и в руку, и в ногу. С левой стороны пуля разорвала мне облачение, но самого меня не задела. Есть заметка и на поясном ремне. В левой руке я нес посох. При ранении я его выпустил. Его взяла гимназистка 2-й гимназии Григорьева, которая тоже была ранена в нижнюю часть ладони, кажется, левой руки. Был ранен в ногу и закрывший меня гимназист. Оба мужественно, несмотря на раны, продолжали свой путь. Иконы я уже нагнал на Посольской и сказал, чтобы их несли обратно». «Несмотря на полученные раны, епископ продолжал шествие, и лишь около Учетного переулка силы его ослабели, и он приказал ходу возвращаться обратно, зашел в аптеку Беляевского, где ему подали первую медицинскую помощь», — писала газета «Тульская молва». Фельдшер Боровой из сапога епископа вылил около двух стаканов крови. Тут же были обработаны и раны гимназистов.
По официальной справке врача губернской земской больницы было убито 8 человек, ранено 11. Справка была составлена только на тех, кто обратился за помощью в больницу. Так, фамилии раненых гимназистов в список не попали. По слухам, которые мгновенно разнеслись по городу, цифра пострадавших в этот день приблизилась к 60.
Официальных данных о расстреле Крестного хода в архивных фондах учреждений «Штаб тульского отряда сводных революционных войск» и «Военно-революционный комитет» – прямых участников событий – современными исследователями не обнаружено. Нет их в документах исполкомов, судебных учреждений и духовных ведомств. Власть спешно позаботилась о своей репутации. Но промыслительно, что в архиве сохранились местные газеты: «Революционный вестник» — орган губернского исполкома Советов крестьянских, рабочих и солдатских депутатов» и Тульского Совета рабочих и солдатских депутатов; «Новый народный голос» — орган Тульской организации Российской социал-демократической рабочей партии; «Земля и воля» — орган губкома партии социалистов-революционеров, и независимая частная газета «Тульская молва». Различной политической окраски, споря между собой, настаивая на полноте освещения событий, они остались единственным историческим источником о первом серьезном конфликте в Туле правящей власти и духовенства…