Бесплатно

С нами Бог!

16+

15:26

Воскресенье, 24 ноя. 2024

Легитимист - Монархический взгляд на события. Сайт ведёт историю с 2005 года

Российской Империи 300 лет

03.11.2021 22:39

22 октября / 4 ноября 1721 года, ровно триста лет назад, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, специально выбранной Государем Петром Алексеевичем для официального оглашения Ништадского мира, ознаменовавшего победу России над Швецией, царь Петр I принял на себя титул «Великого, Отца Отечества, Императора Всероссийского» и Россия была провозглашена Империей. Редакция ИА «Легитимист» поздравляет всех русских людей с торжеством 300-летия Российской Империи.

 

 

К 300-летию провозглашения России Империей.

Всякое дерево познаётся по плоду своему (Лук. 6:44)

Когда Россия стала империей? Что такое Империя? Как это часто бывает, термин с которым, вроде бы, «всё ясно» на деле оказывается удивительно многогранным.

Что же такое Империя? Большое государство? Но Русь уже с Х века была одним из самых больших государств Европы. Многонациональное государство? Но тогда историю имперской России можно отсчитывать со времён Иоанна IV. Государство, у которого есть колонии? Но большим вопросом является факт наличия у России колоний в принципе. Не вдаваясь в терминологические споры, мы будем считать Империей то государство, которое само себя так называет и во главе которого стоит Император.

Немного истории. Когда Иоанн IV венчался на царство, то царский титул рассматривался как равный титулу «император» («царь», т. е. «цесарь», т. е. «Кесарь», т. е. «Цезарь» (Caesar) – не только имя, но и титул Римских императоров). Однако, по случаю победы в Северной войне 22 октября 1721 г. Пётр I принимает на себя титул «Императора Всероссийского».

22 октября в Троицком соборе, при народном собрании канцлером Г. И. Головкиным, в присутствии сенаторов и членов Синода была прочитана речь-прошение. Затем последовала ответная речь Государя (всего три фразы). Хотя Пётр ни в одном из её пунктов не упоминал о титуле – он говорил о заключённом мире со Швецией, о «неослаблении» в воинском деле и труде «на пользу и прибыток общий», всё же речь символизировала согласие принять «подношение» подданных. Затем последовало троекратное возглашение новых титулов: «Виват, виват, виват Пётр Великий, Отец Отечества, Император Всероссийский!». Их выкрикивали все присутствующие под пушечный и ружейный салют и «трубный глас». 

Изменилось ли что-то от этого? И да, и нет.

О Петре Великом в нашем правом, консервативном лагере спорят много. Нет уже того романтичного взгляда на великого преобразователя, который вывел «азиатскую Московию» в мировые лидеры, как то было в имперской исторической науке. С другой стороны, представления о Петре I, как об «антихристе» и разрушителе Святой Руси, так же, на наш взгляд являются необоснованной крайностью. Да, Пётр был автором многих реформ. Да, не все его реформы были удачны. Но многие деяние Петра Алексеевича были не новшеством, а продолжением и развитием предшествующих начинаний, тех тенденций, которые появились при его деде, отце, старшем брате.

Поэтому, провозгласив Россию империей, Пётр не признавал то, что титул «Царь» был ниже титула Императора. Наименование правителя России Императором – было лишь коррекцией титула для европейских дипломатов и монарших дворов. Дело в том, что если в самом Русском государстве, титул «Царь» не вызывал никаких вопросов, то в Европе не прекращались попытки приуменьшить статус русских Государей и приравнять титул «Царь» к титулу «король» (rex). Конечно, после Тридцатилетней войны титулы играли не такую большую роль, как до неё, но всё же влияли на то, как будут воспринимать страну на международной арене и насколько весом будет её голос в «Европейском концерте».

И Император Пётр I это понимал. Поэтому, с одной стороны, он устраняет всякую двусмысленность в титулатуре. Теперь в мире было два Императора. Всего два! Но, с другой стороны, он сообщал всем европейским Государям, что принятие титула «Император» – это не уступка перед Европой, не принижение титула «Царь», а просто унификация. Как пишет к.и.н. О. Г. Агеева: «Иностранным послам в Петербурге, например, сообщалось, что титул “император всея России” и прежде носили предки Петра, “что это не есть нововведение”. Тот же довод прозвучал и в проповеди Феофана Прокоповича “Слово на похвалу... памяти Петра Великого”, где отмечалось, что и до принятия в 1721 г. звания “великий император” титул этот “и прежде был и от всех нарицался”».

Именно поэтому, на наш взгляд, церемония была такой «спартанской». Никакого венчания «на императорство», никакого возложения короны… Потому что в повторном венчании не было смысла! Статус монарха не менялся. А вот европейские дворы были обезоружены: пришлось признавать хозяина Земли Русской выше по дипломатическому рангу, чем «свои» короли.

Отметим ещё, что, несмотря на сходство титулов, содержание было разным. Единственный западный Император – Император Священной Римской Империи Германской нации – был главой аморфного союза различных государств: королевств, герцогств, курфюршеств, вольных городов, епископств… Император был опутан различными юридическими ограничениями и главенство его над Империей было номинальным. В противоположность этому – Пётр I был полновластным хозяином Русского Государства, первым работником Империи. Иностранное заимствование обрело Русский Дух и Русский Стиль. Как хотелось, бы чтобы такая судьба была у всех заимствований подобного рода…

Как мы уже сказали, у Петра Великого было много разных реформ. Но провозглашение России Империей мы с чистой совестью можем отнести к числу удачных деяний великого преобразователя. Слова «Россия» и «Империя» как бы стали синонимами. Дадим слово исследователю А. М. Величко: «Святая Русь, Третий Рим не погибли с Петром Великим, как иногда ошибочно утверждают <…> на месте Московской Руси возвысилась над миром Российская империя, полная высоких мыслей о своем историческом предназначении».

Именно Российская Империя закончила основные задачи, стоявшие перед Русским Царством. Опасность с севера была устранена – выход к балтийскому морю получен. Было уничтожено разбойное гнездо, после которого «уж не могут орды Крыма ныне рушить наш покой», были возвращены почти все западнорусские земли и решён «давний спор славян между собою» с Польшей. Всего через каких-то сто лет (для истории это не такой уж и большой срок!) Российская Империя владеет Финляндией и Аландскими островами, Варшава – русский губернский город, русская армия дошла до Дуная, перевалила Кавказский хребет, дошла до Аляски и решала уже другие задачи: поддержание порядка уже во всей Европе…

ХХ век стал чёрным веком для империй. Мы не будем называть ни СССР, ни САСШ империями, т. к. это были государства, построенные на абсолютно анти-имперских мировоззрениях, и то, что они были большими и сильными странами, Империями их не делает.

А настоящая Империя ушла… не умерла, но ушла. В область идеи, в область мысли. Господь дал нам время. Время учесть ошибки и залечить раны, время осмыслить и сформулировать что же есть империя, в чём её особенности, силы и слабости.

Накопив силы, мы сможем прорваться через все опасности, миражи, ловушки современности к чаемой нами имперской России. Инстинктивно наш народ тоскует по Империи, понимает неестественность и современных границ, и республиканско-демократической идеологии. Иногда, конечно, эта тоска заводит человека в дебри какого-нибудь «православного сталинизма», но на то и существует наш Российский Имперский Союз-Орден, чтобы просвещать наших соотечественников, показывать им в истории пример подлинной сильной единой и неделимой России как без либерально-республиканского хаоса, так и без большевицко-республиканской тирании.

Итак, до встречи в Империи, дорогие соратники!

Пыльцын Ю.С.

Версия для печати