Пока посетители смогут увидеть только три зала. Но экспонаты, размещенные там, не заставят пожалеть о потерянном времени. Большинство из них принадлежало Петру Великому, некоторые были изготовлены им лично и могут многое рассказать о его жизни. Большая часть предметов демонстрируется впервые.
При входе в Галерею Петра Великого стоит восковой бюст первого Российского Императора, воссоздающий его подлинный облик. «Голова и лицо Петра I сделаны по прижизненному слепку. Волосы настоящие. Когда Петра стригли, их сохранили и использовали при создании бюста. Глаза выполнены с помощью раскраски по эмали», – рассказала куратор выставки, старший научный сотрудник Эрмитажа Наталья Бахарева.
Другая маска сделана уже после смерти Петра. Именно ее взяли за образец при создании знаменитой восковой персоны императора, которая сейчас находится в Зимнем дворце Петра I.
Петр I не гнушался никакой работы, об этом знают все. А в галерее можно увидеть и образцы его трудов. Например, крошечную чарочку с надписью, подтверждающей, что это творение рук Петра. Этот экспонат никогда ранее не экспонировался. Там же представлены личная печать Императора, стаканчики, вставленные один в другой, различные плотницкие, фортификационные и астрономические инструменты. А также ничем, казалось бы, не примечательный экспонат, – карандаш Петра I.
«Он поступил в собрание из семьи Меншикова. И производит сильное впечатление, потому что мы знаем – Петр всегда носил его с собой. Проезжая по Европе или даже гуляя по Версалю, он обязательно что-то зарисовывал. Это был его рабочий инструмент», – уточнила Наталья Бахарева.
Но самым впечатляющим экспонатом является удивительной красоты паникадило из слоновой кости и кости мамонта, помещенное в специальную климатическую витрину, как драгоценность в шкатулку. А ценно оно тем, что это произведение – тоже дело рук Петра. Правда, завершить начатое императору помешала смерть, о чем и напоминают черные медальоны из панциря черепахи и надпись о том, что это паникадило – дело рук императора. Это самая большая работа, созданная в его токарне.
Целая витрина посвящена медицине. Здесь и походная аптечка, полная всевозможных баночек, и аптекарские весы, и знаменитые щипцы, с помощью которых Император вырывал зубы у своих занедуживших подданных.
О том, как менялся Царь на протяжении своей жизни, можно судить в том числе и по его костюмам. Их в Эрмитаже целая коллекция, которую в будущем планируют показать отдельно. Сейчас же можно увидеть два наряда Императора.
Первый напоминает нам о царе-плотнике. Это голландский костюм, который полюбился Петру во время его общения с жителями немецкой слободы и первого путешествия в Европу в 1697-1698 годы, когда он осваивал новые для себя ремесла.
Однако, когда в 1717 году ему нужно было поехать в Версаль к французскому королю, Петр преобразился. Это был уже совсем другой Император, который собирался не строить корабли, а смотреть государственные учреждения, знакомиться с церемониалом и французской модой. Однако и здесь он остается верен себе и слепо следовать букве французской моды не желает.
«Ни на одном французском кафтане мы не увидим пришитый отложной воротник, это было не свойственно моде, чуждо ей. Но Петр очень любил такой фасон. Поэтому для него все шили так, как он хотел», – сообщила Наталья Бахарева.
Петр приучает россиян к европейскому быту и одежде. Заставляет носить парики. При этом сам их избегает. Есть свидетельства того, что его можно было увидеть в парике, но это чрезвычайное событие.
Галерея Петра Великого, размещенная в надворной части Зимнего дворца, где в свое время были детские комнаты сыновей императора Николая I, в перспективе будет включать в себя 11 залов. Их центральная тема – искусство, культура и история России времен Петра I и его дочери – Императрицы Елизаветы Петровны как продолжательницы его дела.
«Период Петра I оставил яркий след в искусстве и культуре страны. И сегодня мы открываем первую часть постоянной экспозиции «Культура России первой половины XVIII века» – «Галерею Петра Великого». И очень символично, что старт юбилейным мероприятиям, которые пройдут в этом году по всей стране, мы даем именно здесь, в Петербурге – в детище Петра Великого, в столице Российской Империи, в ее сокровищнице – в Эрмитаже», – сказал Алексей Миллер, председатель правления ПАО «Газпром», при поддержке которого и была открыта экспозиция, посвященная эпохе Петра I.
Еще восемь залов откроются в течение 2022 года. Здесь будут представлены станки и токарные инструменты Петра I, предметы интерьера и быта, украшения петровского и послепетровского времени.
«Мы продолжаем его дело и в течение всего года будем прославлять первого Русского Императора в особых Петровских праздниках. Сегодня мы торжественно открываем первые залы Галереи Петра Великого, к концу 2022 года будут открыты и остальные», – пообещал генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Источник Версия для печати