Бесплатно

С нами Бог!

16+

12:02

Воскресенье, 24 ноя. 2024

Легитимист - Монархический взгляд на события. Сайт ведёт историю с 2005 года

В Москве проходит выставка императорских портретов из частных собраний

20.04.2022 08:53

В "Центре Искусств. Москва" (Волхонка, 15) можно посмотреть картины из частных собраний, никогда прежде не выставлявшиеся.

В настоящее время экспозиция аванзала и анфилады посвящена искусству императорских дворцов; представлена живопись, происходящая из собраний Российских Императоров, Великих Князей и Великих Княгинь, а также художников, ценимых Императорским Домом Романовых.

В аванзале центральную стену украшает "Портрет Императора Александра I" кисти прославленного английского мастера Джорджа Доу (1781–1829). Государь изображён на фоне пейзажа, одет в мундир офицера Конной гвардии, на котором прикреплены Ордена Святого Апостола Андрея Первозванного и Святого Великомученика Георгия, а также знаки нескольких других (австрийский Орден Марии Терезы и шведский Орден Меча).

По своему типу это произведение восходит к портрету Александра I кисти Джорджа Доу из Виндзорского замка и известно во множестве авторских повторений. Они хранятся в разных музеях России и дворцах. Парадный портрет Императора-Триумфатора, так тогда называли Александра I за победу над Наполеоном I, происходит из собрания Баденского Великлгерцогского Дома (Новый дворец в Баден-Бадене).

В этой экспозиции представлены несколько великолепных портретов, приобретённых на аукционе русского искусства MacDougall’s, который проходил в декабре 2021 года в Лондоне.

Портрет Императора Петра I был написан Яном Купецким в 1711 году во время пребывания Государя в Торгау по случаю свадьбы Царевича Алексея Петровича и Принцессы Шарлотты Христины Софии Брауншвейгской. Прижизненным портретом Петра до сих пор не мог похвастаться ни один московский музей.

Портрет Императрицы Екатерины Великой работы Дмитрия Григорьевича Левицкого (1735–1822) был выставлен на торги вместе с письмом Екатерины II графу Петру Александровичу Румянцеву-Задунайскому о прививке от оспы 20 апреля 1787 года.

Степан Семёнович Щукин (1762–1828) – крупный мастер русского портрета, сумел раскрыть противоречивый характер самого оригинального монарха России, заявившего о том, что он станет "суровым вестником власти". Правление Императора Павла I, главной идеей которого было отрицание политики его матери Екатерины Великой, завершилось 12/25 марта 1801 года. Он был убит заговорщиками в Михайловском замке.

Император изображён в мундире лейб-гвардии Преображенского полка, с Орденами Святого Андрея Первозванного (лента и звезда), Святого Александра Невского (звезда), Святой Анны I-й степени (крест с бриллиантами) и Святого Иоанна Иерусалимского (крест и звезда).

Академик Императорской Академии художеств Владимир Лукич Боровиковский был отмечен Екатериной II. На портрете, написанном между 1802 и 1805 годами, изображён любимый внук Екатерины II Александр I в первые годы правления. В манифесте после смерти отца Павла I новый монарх принял на себя обязательства продолжить политику Екатерины Великой. Первые годы на троне были отмечены рядом либеральных реформ: частичная амнистия, для крестьян предусматривалось по согласованию с помещиком освобождение от крепостной зависимости за выкуп, введение бессословности учебных заведений и бесплатности обучения на его низших степенях. Начало его правления было благосклонно встречено общественностью благодаря этим реформам.

Император представлен в мундире лейб-гвардии Преображенского полка со звездой и лентой Ордена Святого Андрея Первозванного.

Кроме парадных портретов монархов, в аванзале экспонируются работы немецкого живописца, приглашённого в Россию Императора Николаем I, Карла Фридриха Шульца (1796–1866) из коллекции Императора Александра II. Пейзажист и жанрист К.Ф. Шульц учился в Берлинской Академии художеств, затем продолжал обучение в поездках в Голландию, Францию и Англию. В 1830-е годы художник много работал вместе с Адольфом Менцелем над военными сценами из времён Фридриха II Прусского. В 1841 году он стал преподавателем Академии в Берлине, а в 1847-м приехал в Санкт-Петербург, где писал сцены солдатской жизни.

На картине "Дозор" изображены офицеры и рядовые лейб-гвардии Уланского полка в походной форме. Отряд находится на манёврах под Красным Селом около Петербурга. Благодаря деталям обмундирования специалисты смогли определить примерную датировку картины – начало 1860-х годов.

Такие работы Шульц создавал для императорских дворцов, подобная по сюжету картина "Манёвры Уланского полка под Красным Селом" украшала офицерское собрание полка.

Живопись из собраний Российских Императоров дополнена произведениями придворных живописцев, портретами членов семьи Романовых и их приближённых.

Сын богатого иностранца из Баварии, Богдан (Готфрид) Павлович Виллевальде родился в Павловске в 1818 году. Живописи учился сперва у художника датского происхождения Карла Юнгштедта, тестя Густава Фаберже. В 1838–1842 годах учился в Императорской Академии художеств у К.П. Брюллова, а затем у А.И. Зауервейда. Получив в 1842 году большую золотую медаль и звание художника. Отличный знаток военного строя, Виллевальде хорош там, где изображаются парады и манёвры.

Центр расположен в цоколе храма Христа Спасителя. Куратор выставки – Андриан Мельников, коллекционер, галерист, член Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров (C.I.N.O.A). Первый и последний вторник месяца "Центр Искусств. Москва" открыт для бесплатного посещения пенсионеров.

 

Версия для печати