Подлинные артефакты и дубликаты фотографий и других экспонатов знакомят с жизнью последнего российского императора Николая II (1868-1918).
В экспозиции представлены как оригинальные фотографии, так и фотоснимки, сделанные позже с оригинальных негативов. Выставка знакомит с гравюрами, иконами, оригинальными почтовыми открытками, графическими и художественными произведениями. Также можно увидеть газетные и журнальные изображения страниц из журналов и газет того времени, которые иммиграция вывезла за границу. Каждый этот листочек берегли, многие такие экспонаты имеют немного непрезентабельный вид; но для этих людей они являлись теми единственными фрагментами жизни, которые они смогли увезти с собой, и которые очень оберегали.
Как отметила директор музея Светлана Четверикова, выставка фотографий в Орловском музее изобразительных искусств очень актуальна и интересна.
Источник Версия для печати«Сами фотографии представляют для нас очень большой интерес как исторический, так и художественный, — делится Светлана Анатольевна. — Фотография — это один из видов искусства. Эта частная коллекция собиралась достаточно долго. Очень радует тот факт, что наш музей является одним из первых, где данная экспозиция выставляется. Ещё для нас очень знаково, что эта выставка начала работать 7 апреля в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы».
На выставке много фотоснимков, сделанных Анной Вырубовой, урождённой Танеевой (1884-1964), которая была очень близка с императрицей и со всей императорской семьёй. У неё была возможность видеть императорскую семью в моменты ее частной жизни, когда семейство было на отдыхе или находилось в своём кругу, который не могли наблюдать другие. У Анны Александровны был лёгкий плёночный фотоаппарат — новейшее техническое достижение того времени, благодаря которому ею было сделано более тысячи снимков. Они интересны своей непредсказуемостью и непостановочностью тех моментов и сюжетов, которые отображают. После революции Вырубова увезла эти фотографии с собой в Финляндию, а затем после её кончины негативы и альбомы этих фотографий попали в США, где они до сих пор находятся и практически недоступны. Благодаря частной коллекции из города Санкт-Петербурга мы можем увидеть эти изображения, которые почти нигде найти невозможно.
Старший научный сотрудник музея, куратор выставки Татьяна Тимашева познакомила с выставкой:
«Здесь представлены оригинальные фотографии и дубликаты фотографий. Они не всегда имеют какой-то броский и привлекательный вид, потому что фотографии того времени были небольшими по размеру. Это были документальные фотографии для личного пользования, для домашних альбомов. Сейчас мы привыкли к более качественному и масштабному изображению, но подлинность этих фотографий и сюжеты, которые они представляют — вот их самая главная и исключительная ценность. Здесь можно видеть фотографии, уже потерявшие свою изначальную цветовую структуру, но являющиеся очень весомыми и значимыми для истории.
Здесь, кроме изображений, связанных с царской семьёй, есть материалы, представляющие Россию того времени. Вообще-то это семейный альбом. Но здесь не только рассказ по фотографиям и графическим изображениям о царской семье и о Николае II, о его дочерях и о его наследнике Цесаревиче Алексее, о его супруге и возлюбленной Аликс, с которой он счастливо прожил 23 года до самого момента их трагической гибели. Это рассказ о событиях, связанных с деятельностью императора.
Каждый на выставке может найти для себя что-то интересное, узнать о каком-либо любопытном моменте. Например, знаете ли вы о таком факте. В Париже есть мост Александра III. Кто бывал в этом городе, может быть, не раз по нему ходил, но не задумывался: откуда взялось это название. Мост был заложен в ознаменование Франко-русского союза императором Николаем II в октябре 1896 года и назван в честь его отца — императора Александра III. До сих пор во многих путеводителях мост Александра III описывается как самый изящный в Париже».
Историк, краевед, педагог, общественный деятель Виктор Ливцов познакомил собравшихся как с личностью Николая II, так и с его государственной деятельностью. Как отметил Виктор Анатольевич, Николай II — это царь-реформатор, именно в период его правления в России стали говорить о демократических свободах. Именно при нём происходит широкая реформация и трансформация промышленности и сельского хозяйства, и Россия становится одной из передовых промышленных стран в мире. Император сам испытывал интерес к техническим новинкам. Фотографии на этой выставке — также проявление технического прогресса тех времён. К слову, Николай II увлекался фотографией и сам был прекрасным фотографом.
С выставкой «Николай II. Семейный альбом» можно познакомиться в Орловском музее изобразительных искусств (ул.Октябрьская, 29, тел. 76-05-86, 76-27-41) по 14 мая.
Для аудитории 6+
Мария Никитина,
фото автора