Бесплатно

С нами Бог!

16+

02:21

Пятница, 27 дек. 2024

Легитимист - Монархический взгляд на события. Сайт ведёт историю с 2005 года

Выставка, посвященная Екатерине I, стала главной на днях Эрмитажа в Екатеринбурге

08.12.2023 15:42

Основным событием Дней Эрмитажа стала выставка «Екатерина I — наследница дел Петра Великого»

Проект подготовлен Государственным Эрмитажем по инициативе Екатеринбургского музея изобразительных искусств, организован при поддержке Фонда святой Екатерины и посвящен женщине, которая более двух десятилетий была неразлучна с великим реформатором России Петром I.

Более 150 экспонатов, связанных с жизнью Екатерины Алексеевны, по большому счету представляют, как справедливо отмечали на открытии выставки, роль женщины в истории. О Петре I знаем многое. Еще со школы. И даже не зная всего, снимаем перед ним шляпу. За его великие деяния по преобразованию Отечества. О Екатерине, спутнице его жизни, «наслышаны». А ведь она оказалась не просто спутницей — деятельной наследницей. Хотя в фундаментальной «Истории России» русский историк, ректор императорского Московского университета Сергей Соловьёв подчеркивает: «При Петре она светила не собственным светом, но заимствованным от великого человека, которого она была спутницею», но тут же признает: «У нее доставало уменья держать себя на известной высоте, обнаруживать внимание и сочувствие к происходившему около нее движению».

Став после смерти Петра Великого в 1725 году во главе Государства российского (пусть всего на два года), Екатерина продолжила начинания супруга. Не только державные, презентационные (вроде награждения орденом Александра Невского, задуманного еще при Петре). Одно из впечатляющих дел наследницы — в области науки. В 1724 году Петр подписал указ об учреждении в России «Академии наук и курьезных художеств». Екатерина посчитала обязательным для себя реализовать идею. И сделала это. На выставке представлены академические приборы и инструменты, в частности — подзорная труба «Бисног» работы Туссена Весди.

За каждым экспонатом (большинство из них из двух мемориальных комплексов — Кабинета Петра Великого в Кунсткамере и Галереи Петра I в Эрмитаже) — отдельная история. Например, специально для этого проекта была проведена сложная реставрация портрета Екатерины I, исполненного в 1717 году художником Жаном-Марком Натье. Или — автограф Петра Великого: он был обнаружен реставраторами во время подготовки произведений к экспонированию на Урале. Династическая тема нашла свое отражение в Родословном древе государей российских (изготовлено в XIX веке, на нем — портреты Петра и Екатерины). А предметы мебели и украшения интерьера позволяют представить вкусы высшей знати того времени. Резные камеи, личные ювелирные изделия императрицы Екатерины I, ее веер и сумочка, агатовая чаша — дар Екатерине на рождение наследника — все эти вещи обладают не только мемориальной, но и художественной ценностью. К тому же некоторые из них впервые покинули стены Эрмитажа для участия в этой юбилейной экспозиции.

— Хочется низко поклониться Михаилу Борисовичу Пиотровскому, всем сотрудникам Эрмитажа, кто вложил свой труд и талант в создание выставки о Екатерине I, по сути открывая для нас, екатеринбуржцев, малоизвестные нам страницы истории и судьбы этой удивительной женщины, — сказала заместитель министра культуры Свердловской области Юлия Прыткова. — Cпасибо Никите Николаевичу Корытину и всем его коллегам из Екатеринбургского музея изобразительных искусств, которые так последовательно на протяжении уже восьми лет развивают проект Дней Эрмитажа на Урале. И, конечно, большая благодарность меценатам, помощь которых открывает для прекрасных проектов новые возможности…

Слово «открытие» — из ключевых в проекте об Екатерине I да и в целом Дней Эрмитажа. Открываются возможности, а благодаря им — малоизвестные подробности человеческих и державных судеб. Каждый посетитель сделает на выставке собственные открытия, изумится разным экспонатам. Но есть и предметы общего восторга. Например, прогулочная коляска из собрания экипажей Эрмитажа. Ей одной (с историей изготовления и использования) можно было бы посвятить отдельную выставку. Или — предметы, связанные с Уралом. В их числе — медные деньги (платы), изготовленные в Екатеринбурге в царствование Екатерины Алексеевны, небольшой поднос квадратной формы 1723 года — подношение Петру Великому от основателя Екатеринбургского металлургического завода В. И. Геннина. «Первый плод, из чистой меди…».

По признанию историков, Екатерина в годы царствования (1725-1727) вполне была удовлетворена ролью первой хозяйки Царского села, полагаясь в вопросах управления государством на своих советников. Но ее интересовали дела флота — любовь Петра к морю передалась и ей. При ней была организована экспедиция Беринга. А еще, по отзывам современников, ее любил простой народ: «в ее передних толпились солдаты, матросы, ремесленники — одни искали помощи, другие просили царицу быть кумой. Никому не отказывала и обыкновенно дарила каждому своему крестнику несколько червонцев…».

— Очень рад, что Дни Эрмитажа приобретают такой широкий размах. Что на выставке, посвященной 300-летию Екатеринбурга, не только изобразительное искусство, но и наука, и реставрация… Мы сейчас «дома» готовим новую экспозицию, посвященную Эрмитажу во время блокады. В качестве образца берем мемориальную экспозицию, что сделана в «Эрмитаж-Урал» — как нужно беречь и трогательно вспоминать свою историю, — сказал директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Ранее «Областная газета» писала о том, что в Литературном квартале Екатеринбурга в начале декабря откроются две выставки.

 konst

Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. Фото: Борис Ярков

Источник Версия для печати