Традиционные поминовения начались с исполнения гимнов России и Кубани, была совершена молитва. Молебен провел настоятель храма Святого Архистратига Михаила иерей Спиридон Лазурченко.
В 1920 году побережье Черного и Азовского моря стало ареной ожесточенного противостояния белой и красной армий. Группа особого назначения Русской армии Врангеля под командованием генерал-лейтенанта Сергея Улагая высадилась в ряде населенных пунктов. Это были последние попытки белогвардейцев, оттесненных в Крым, вернуть преимущество на Кубани во время Гражданской войны. Казаки сражались почти месяц, но потерпели поражение.
Более 20 лет назад в село Ачуево брюховецкие казаки на лошадях и подводах привезли поклонный крест, проехав 170 километров. На берегу Азовского моря он был установлен совместными усилиями казаков Брюховецкого районного и Ачуевского хуторского обществ. Надпись на кресте гласит: «Невинным жертвам братоубийственной войны 1919-1920 годов».
Перед собравшимися выступили атаманы Славянского и Брюховецкого районных обществ Александр Семко и Евгений Самарский. Они рассказали об истории поминовений и подчеркнули, что данное мероприятие проводится в память о казаках, которые погибли в Гражданской войне, в борьбе за родную Кубань.
Именно в этом историческом месте брюховецкие казаки установили поклонный крест. В нынешнем году благодаря совместным усилиям Брюховецкого и Славянского РКО его реконструировали, кроме того, смонтировали новые таблички в память о невинных жертвах братоубийственной войны.
В память о погибших была объявлена минута молчания.
Казакам, принимавшим активное участие в реконструкции креста, были вручены благодарности атамана. Отец Спиридон отслужил панихиду по павшим воинам-казакам. Обновленный поклонный крест окропили святой водой, к его основанию казаки возложили венки и цветы.
***
Денис Романов. Памяти десанта генерала Улагая.
Утром 14-го августа 1920-го года авангард отряда генерала Улагая высадился у хутора Верещагинского, который располагается в семи километрах от станицы Приморско-Ахтарской.
Накануне начала воинской операции были отслужены молебны о даровании победы, после чего началась погрузка на корабли. Судов заметно не хватало, а в ход шли даже всевозможные катера и баржы.
Руководил высадкой лично Сергей Георгиевич Улагай, во главе авангарда он атаковал большевицкий гарнизон Примоско-Ахтарской, который состоял из 500 штыков и в считанные минуты противник был уничтожен. Не теряя время, генерал повел казаков в направлении важнейшей станицы Тимашевской, являвшейся фактическим железнодорожным ключом к столице Кубанского казачьего войска.
Силы отряда генерала Улагая были небольшими, тем более основная часть десантной группы еще не высадилась, а основной упор делался на стремительное продвижение к Екатеринодару и казачье восстание.
В целом десантный отряд насчитывал порядка 4500 тысяч человек, на вооружении помимо винтовок у белых было порядка 150 пулеметов, 12 орудий, 3 броневика, 2 горных орудия и 8 самолетов, которые использовались для разведки и связи с Врангелем. Петр Николаевич поручил подготовку операции своему начальнику штаба, генерал-лейтенанту Павлу Шатилову и лично контролировал происходящее.
В отряд входили следующие части:
1-я Кубанская казачья конная дивизия легендарного кубанского генерала Николая Гавриловича Бабиева — порядка 1000 сабель, 35 пулеметов и 6 орудий);
2-я Кубанская казачья пешая дивизия генерал-лейтенанта Антона Мейнгардовича Шифнер-Маркевича — порядка 900 штыков, 100 сабель, 48 пулеметов и 8 орудий.
Сводная пехотная дивизия генерал-лейтенанта Бориса Ильича Казановича — порядка 2500 штыков, 50 пулеметов, 12 орудий, 3 броневика и 8 самолетов;
Волчья сотня есаула Георгия Ивановича Колкова.
Против Улагая большевики выставили свыше 35-и тысяч штыков и сабель, но генерал знал о том, что по всей территории Кубани его ждут казаки и не мог терять время. Не дождавшись завершения высадки, он лично повел авангард отряда в направлении Екатеринодара и даже имел большой успех. Повсеместно казаки присоединялись к белым войскам и вставали против оккупантов.
Это были славные дни борьбы за свободу казачьей земли, а от успеха операции зависела дальнейшая судьба всего Белого Движения и самой России. Это понимал барон Врангель, это понимал генерал-лейтенант Улагай и начальник его штаба генерал-лейтенант Драценко, это понимали все, кто шел в бой против большевиков.
Операция длилась свыше трех недель, первоначально она имела большой успех и даже после небольшой заминки, вызванной перегруппировкой войск, белые вновь были близки к реализации плана. Однако любые человеческие возможности не безграничны, красные подтянулись многочисленные подкрепления и генерал Улагай был вынужден все же начать эвакуацию на территорию Крыма.
Впрочем, улагаевский десант сыграл важнейшую роль не только в ходе противостояния Русской армии барона Врангеля с большевиками, но и в судьбе более чем десяти тысяч казаков. Новороссийская катастрофа не позволила в феврале 1920-го года всем казакам переправиться в Крым и они продолжили сражаться с красными в условиях партизанской войны. Большой заслугой генерала Улагая стало то, что он смог вывезти на соединение с основными силами Русской армии порядка 10-и тысяч кубанцев, присоединившихся к его отряду.
Завершилась операция 7-го сентября 1920-го года и навсегда вошла в историю славы Белого Движения. Ее последний герой умер в 1996-м году, но даже по прошествии более чем 100 лет мы помним о тех событиях и чтим память тех, кто сражался за свободу России.
Читайте также:
Генерал Улагай. Воспоминания казачьего офицера.
Честь и доблесть Сергея Улагая.
В.Терентьев. Последний кубанский поход. (Воспоминания участника)
Источник Версия для печати