Выставка в новых залах "Галереи Петра Первого" в Эрмитаже посвящена времени императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. Экспозиция рассказывает о развитии живописи и производстве изделий прикладного искусства в эпоху женского правления. Алексей Комаров подробнее.
Первые залы "Галереи Петра Великого", которые открыли год назад, рассказывают о личности императора. В экспозиции – его медицинские инструменты, одежда, стеклянные кубки, а также всевозможные "диковинные машинки". Предметы в новых залах – их полная противоположность: роскошные прикроватные столики, складной стул работы тульских мастеров, изящные табакерки и гребешки из резной кости, чеканные блюда из серебра и золота, изысканные фарфоровые пудреницы, – всё то, что так любили девушки.
"Эти залы, конечно, отличаются самим своим духом ещё и потому, что мы рассказываем о периоде российской истории, когда государством правили женщины. Причём не просто женщины, а женщины, которые любили роскошь, наряды, балы", – отметила старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа Наталья Бахарева.
И Анна Иоанновна, и Елизавета Петровна продолжали дело Петра I, завет которого можно выразить словами: русские мастера могут делать вещи не хуже "аглицких". Впрочем, если император открывал суконные и железоделательные мануфактуры, то его последователи поощряли мастерские, где производили предметы роскоши. Так, в Петербурге в 1744 году появилась порцелиновая мануфактура. Это первый русский фарфор.
Второй зал посветили Михаилу Ломоносову. В центре его портрет. И одному из главных проектов учёного – фабрике. Она делала вот такие мозаичные панно. Это Ломоносов лично подарил Елизавете Петровне. Считается, что Михаил Ломоносов сам добывал смальту и смешивал её, чтобы добиться наибольшего сходства с живописью, правда, ученому это не удалось. В отличие от мастера Усть-Рудицкой стеклянной фабрики Матвея Матвеева. Этот "Апостол Павел" – его работа. За короткий срок Михаилу Ломоносову с нуля удалось создать в России мозаичное и стеклярусное производство.
"Все русские платья издавна украшались стекляшками всевозможными, бусинами, речными раковинами и т.д. Вот это ещё одно, но несколько иное направление профессиональное. Конечно, навеяно западноевропейским натюрмортом, пейзажем, но такого оригинального искусства у нас не было. Вот этим оно и ценно", – подчеркнул заведующий Отделом истории русской культуры Государственного Эрмитажа Вячеслав Федоров.
Третий зал рассказывает о развитии русской живописи первой трети XVIII века. Среди картин портреты членов императорской семьи, начиная с Петра II, а также несколько полотен иностранных мастеров, которые работали в России. В центре зала портрет императрицы Елизаветы Петровны, написанный придворным живописцем Гроотом. Его впервые показывают в Эрмитаже. Картина – часть коллекции, которую в прошлом году подарили музею.
Источник Версия для печати