Бесплатно

С нами Бог!

16+

09:24

Пятница, 13 дек. 2024

Легитимист - Монархический взгляд на события. Сайт ведёт историю с 2005 года

РИА Новости. Михаил Фомичев

Фото: РИА Новости. Михаил Фомичев

Уехать из России, чтобы...

24.03.2012 15:33

В каких частях света ждут наших студентов и выпускников.

Кто-то считает, что нужно ехать за границу, чтобы получить там качественное образование, а затем применять полученные знания на родине. Кто-то, наоборот, видит в получении зарубежного образования возможность навсегда уехать из России и обосноваться в более благополучной стране. Молодежная редакция РИА Новости опросила студентов и выпускников, которые имели опыт обучения или стажировки за границей, чтобы узнать, куда российским молодым людям стоит ехать за знаниями и заработком.

Европа

По специфике сферы образования и трудоустройства страны можно разделить на четыре основных группы. Первая - это страны континентальной Европы. Вариант близкий, не самый дорогой и психологически несложный. Все же Европа - это наши соседи, там и климат похожий, и люди примерно такие же, только более улыбчивые и вежливые. В Европе есть много стран с бесплатным или дешевым по московским меркам высшим образованием - около 500 евро за семестр. Это Германия, Франция, Чехия и некоторые скандинавские страны.

Если выбирать сферу обучения с расчетом на дальнейшее трудоустройство в этих странах, то, конечно, учиться надо на технической специальности. В-первых, практически во всех странах сейчас существует нехватка инженеров, строителей, программистов. Во-вторых, для иностранца эти профессии проще в освоении, поскольку для них не нужно знать язык в совершенстве. Тем более, что и в русском языке многие термины строительной сферы имеют английское или немецкое происхождение.

Но, поступая в европейский вуз, нужно быть готовым к тому, что учеба может оказаться гораздо сложнее, чем в России: "Российский диплом инженера здесь признается как степень бакалавра, с ним можно поступить в магистратуру, но найти работу вряд ли получится, - рассказывает выпускник Ростовского строительного университета Алексей Кутявин. - Для меня учеба в Германии была на порядок сложнее, чем в России. Первое - это другой язык, а второе, но самое главное - это то, что процентов шестьдесят всего свободного времени уходит на учебу. На лекциях дается только часть информации, которая будет на экзамене, остальное добирается из учебников, библиотек, интернета. А еще они вопросов к экзаменам не дают, то есть даже шпор не напишешь".

Для кого-то такая учеба оказывается слишком тяжелой, особенно на ступени бакалавриата. "Я поступила в Высшую школу экономики в Праге, там бесплатное обучение и, соответственно, все преподается на чешском языке, - рассказывает Вероника Верко, которая пару лет назад вернулась в Россию и сейчас получает образование здесь. - Система составлена очень четко и правильно, но для русских она непривычна. В России же как - в начале учебного года выдают расписание, и ты ходишь на пары, а в Чехии ты предоставлен сам себе, сам выбираешь предметы на семестр, время занятий и даже преподавателя. Затем, чтобы сдать предмет, нужно набрать как минимум 60 баллов из 100, если же ты их не набираешь, то предмет уходит в минус. Если студент набрал слишком много минусов, то он учится на первом курсе заново. Некоторые студенты из России сидят на первом курсе по три-четыре года! Но зато перспективы по трудоустройству в Чехии хорошие, с третьего курса студентов начинают приглашать на практику фирмы, с которыми у университета подписан контракт. Несколько раз в год проводятся выставки вакансий, где можно получить хорошую работу, предоставив резюме. Самыми востребованными являются айтишники, они там на вес золота! Но в Чехии остаются немногие, в основном выпускники разъезжаются по странам-соседям, либо возвращаются домой".

Но далеко не всем легко дается возвращение в Россию после учебы в Европе: "Безусловно, стоит ехать учиться за границу, - рассказывает Юля Донченко, которая недавно вернулась в Ростов после стажировки в Германии. - Но проблема в том, что после возвращения на родину человек попадает в вакуум, так как в России в любой сфере мы пока отстаем, и привезенные из Германии знания теряются. Мои знакомые, которые учились в Германии, либо остались там после получения немецкого диплома, либо работают здесь на австрийско- или германо-российские компании. Они объясняют это тем, что по уровню технологий, накопленных знаний и традиций мы значительно уступаем. После российского вуза это не так заметно, как после немецкого, поэтому те, кто хочет себя реализовать, уезжают из России".

После окончания высшего учебного заведения иностранец имеет право остаться в стране еще на один год, чтобы найти работу. "Даже если находишь работу, надо учитывать, что получение разрешения на работу в Германии длится от 6 до 8 недель. Год - это очень мало времени для поиска работы!" - рассказывает Анна Терентьева, выпускница немецкого университета Вупперталь. Анна искала работу полгода. Сейчас она уже почти год работает инженером в Геттингене.

"Сложнее не найти работу, а получить разрешение от миграционной службы, - рассказывает Алексей, который закончил магистратуру в Германии. - Даже если ты нашел фирму и уже подписал контракт, немцы будут искать, нет ли у них или в Евросоюзе своих специалистов, подходящих для этой вакансии. Но я все-таки устроился по специальности - в сферу теплоснабжения. Работаю там же, где и проходил практику в магистратуре".

Обучение в центральной и северной Европе зачастую бесплатное, но необходимы деньги на жизнь. Иностранные студенты европейских университетов имеют право работать 20 часов в неделю (работа на полставки) во время учебы, и 40 часов - на каникулах. "Работать можно как официанткой, к примеру, так и при университете помощником на кафедре, или подрабатывать в какой-нибудь организации по своей специальности, - рассказывает Анна Терентьева, - Зарплата у студента обычно не выше 400 евро. Если повезет устроиться на какой-нибудь концерн, то есть возможность получать до 900 евро, но это обычно редкий случай".

Практика и подработка во время учебы - это еще и возможность значительно усовершенствовать язык. Даже если обучение проходит на английском, как бывает в Германии и странах Скандинавии, то для устройства на работу после диплома знание местного языка будет необходимо: "Основная проблема трудоустройства для иностранцев в Финляндии - это язык, - рассказывает студент финского университета Камил Исмагилов. - С самого начала обучения в вузе предоставляются языковые курсы, а каждое лето студенты проходят практику по специальности. Так что к завершению вуза хоть какое-то знание языка должно быть, и остаться работать в Финляндии после учебы не так сложно".

Гораздо хуже обстоит дело в южных странах Евросоюза. "Устроиться иностранцу на работу в Испании сейчас абсолютно невозможно, - рассказывает студент международного отделения факультета журналистики МГУ Сергей Саркисян, который недавно вернулся со стажировки в Испании, - если только это не обслуживающий персонал или раздача флаеров. Там очень глубокий кризис, люди пугаются банкнот больше 100 евро. Однако при этом испанцы не подают вида, что в стране нет денег и безработица под 30%. Они спокойно заполняют пивные с самого утра. Попробовать найти работу в Испании я бы хотел, но думаю, что в данный момент это практически невозможно".

США и Великобритания

Вторая группа, самая популярная среди российских студентов - Великобритания и США. В первую очередь это связано, конечно же, с английским языком. К тому же, Соединенные Штаты гораздо более открыты для эмигрантов, чем европейские государства. Это определяется историей самой страны - она создавалась эмигрантами и всегда была "плавильным котлом".

Самый большой недостаток обучения в Англии и США - высокая стоимость. Учеба в среднем американском вузе обойдется в 20-30 тысяч долларов в год, в Великобритании - около 20 тысяч. Это не включает оплату общежития (до 500 долларов в месяц).

В США студенты тоже имеют право работать во время учебы - правда, это правило со временем ужесточается. Сейчас иностранные студенты могут устроиться на работу только "на кампусе" - то есть при университете. Так же, как и в Европе, во время учебы они могут подрабатывать 20 часов в неделю, а на каникулах - полный рабочий день.

После окончания высшего учебного заведения иностранец может получить Post Study Work Visa - рабочую визу сроком на один год, которая позволяет российским гражданам остаться в стране для поиска работы. Который, как и в Евросоюзе, становится в США и Великобритании все более и более трудным, но все зависит от человека и от выбранной сферы.

"Я думаю, что сейчас в США проще устроиться с русским с естественнонаучным образованием, - рассказывает студент химфака МГУ Олег Клыков. - Всяких менеджеров у них у самих полно, да еще и Мексика рядом. Но чтобы устроиться на работу в крупную компанию, иностранцу необходимо иметь Ph.D (кандидатская или докторская степень), а американскому гражданину достаточно закончить магистратуру. Но в США не хватает своих специалистов в естественнонаучной сфере, поэтому у иностранных ученых там есть перспективы. Российским химикам тяжело конкурировать с китайскими и индийскими. Единственно, в чем мы выигрываем - практические навыки работы в лаборатории. А теорию приходиться доучивать прямо там, знания из нашего университета не особо полезны, нужно перестраиваться по ходу".

Олег проходил практику в химической лаборатории в США, а сейчас планирует поступать туда в аспирантуру. "В Штатах относятся серьезно даже к молодым специалистам. Там не так сложно найти стажировку со стабильным окладом, о котором здесь приходится только мечтать. Первую свою статью я сделал именно в Штатах. Там нет такого, что, например, если ты физик-теоретик, то все думают, что ты витаешь в облаках, и относятся к тебе, как к маршруточнику. Ученый считается очень даже престижной профессией".

Бывшие британские колонии

В третью группу входят Канада, Австралия и Новая Зеландия. Канада уже давно пользуется популярностью среди желающих эмигрировать из России. Для них Канада - это что-то вроде цивилизованной России.

"Я сейчас готовлюсь к поступлению магистратуру в Канаде. Там высокий уровень образования, такой же, как в США, только при этом дешевле", - рассказывает Таня, студентка пятого курса МГУ. Действительно, канадское образование котируется во всем мире. И в самой Канаде найти работу мигранту не так сложно - страна многонациональная, и сами канадцы очень открыты к общению и работе с иностранцами. Но зарплаты у тех, у кого нет канадского паспорта, в разы ниже, чем у граждан страны. Хотя канадское гражданство можно получить относительно быстро - через два-четыре года работы там.

Но кому-то хочется добиться высокой зарплаты сразу после окончания учебы, а не ждать повышения несколько лет. Камилла Шарафутдинова получила в Канаде диплом бакалавра по бизнес-специальности, а затем решила вернуться в Россию: "Я могла бы остаться и искать работу там, но в моей сфере в Канаде существует большая конкуренция. Я поняла, что в Москве смогу гораздо выгоднее устроиться". Сейчас Камилла работает на рынке долгового капитала, занимает высокую должность в одном из российских банков.

В Австралию и Новую Зеландию пока что уезжают единицы - дело, конечно, в расстоянии. К сожалению, и цены на образование в Австралии и Новой Зеландии тоже почти британские - 15-25 тысяч долларов в год. Но, как обещают эксперты по трудоустройству за рубежом из проекта "Freeway", иностранные специалисты, которые продолжили обучение в Австралии или Новой Зеландии, имеют огромный шанс устроиться на работу в этих странах. А спустя несколько лет даже получить паспорт одной из этих стран.

Главное - правильно выбрать специализацию. Если вы учитесь на специальностях типа маркетинг и менеджмент, то шансы устроиться на работу снижаются - нужно хорошо знать специфику местного бизнеса и идеально владеть английским, что удается далеко не каждому русскому. Самые востребованные специальности в этих странах - инженеры, программисты и работники сферы туризма.

Преимущество Новой Зеландии и Австралии перед более традиционными "эмигрантскими" странами в низкой конкуренции на рынке труда. В основном в поисках работы туда приезжают жители юго-восточной Азии. По сравнению с ними русским легче адаптироваться в этих странах - все же в Австралии и Новой Зеландии европейский уклад жизни, который нам гораздо ближе, чем азиатам. К тому же число рабочих мест растет, потому что эти страны развиваются, и кризис повлиял на них значительно меньше, чем на весь остальной мир.

Так что, оказывается, что вместо того, чтобы биться за единичные рабочие места в США и Европе, можно отправиться строить города в западную Австралию или привлекать российских туристов на берега Новой Зеландии. Не стоит только забывать, что в случае приступа ностальгии дорога домой займет больше суток и обойдется в приличную сумму.

Азия

Кто-то считает, что переезжать в Европу нет смысла, объясняя это не только финансовым кризисом, но и закатом европейской культуры вообще. Странами будущего сейчас называют азиатские государства. И действительно, перспективы по трудоустройству в Азии сейчас одни из самых высоких в мире.

"В Южной Корее несложно найти работу, если у тебя техническая специальность и хороший уровень владения корейским языком, - рассказывает студентка Восточного факультета СПБГУ Александра Кузнецова. - Но даже если человек не знает корейского, для инженеров и программистов существуют и англоязычные вакансии. Главная проблема заключается не в отсутствии предложений, а в корейской системе иерархии и взаимоотношений на рабочем месте. К этому русскому человеку привыкнуть очень сложно".

Тот, кто хорошо владеет английским, но не знает азиатских языков, может устроиться работать в странах юго-восточной Азии преподавателем английского. В Корее и в Японии такую работу можно найти и во время учебы в вузе.

"Работать и учиться параллельно вполне возможно, - говорит Александра. - Из самых доступных профессий - преподавание английского языка в школе. При неполной занятости можно получать около тысячи долларов в месяц. При желании работу студент может найти всегда, будь то съемки в массовках кино или частные занятия со школьниками".

Если студент знает местный язык, то вариантов подработки становится еще больше. "В Японии многие работают с 16 лет. Я тоже подрабатывала официанткой в традиционном ресторанчике, - рассказывает Елизавета, студентка Восточного факультета СПБГУ. Елизавета училась в Японии в старшей школе, а затем ездила туда по программе обмена во время учебы в Университете. - Единственное, что для такой работы действительно необходимо - отличное знание японского языка".

Елизавета не стала оставаться в Японии: "Япония - достаточно закрытая страна. Только 2% населения - приезжие. Иностранец там всегда остается чужим, даже если он знает японский язык лучше любого японца. Чем дольше живешь в Японии, чем лучше знаешь язык, чем глубже вникаешь в менталитет японцев, тем труднее. Ведь многие иностранцы первые годы жизни в Японии абсолютно уверены в том, что к ним относятся превосходно - просто потому, что японцы им все время кланяются и улыбаются. Но то, как ведут себя японцы, зачастую не соответствует их чувствам или эмоциям. Когда приходит это осознание, становится не по себе".

С проблемой культурной адаптации российский мигрант в той или иной мере сталкивается в любой стране. Всегда нужно быть готовым к тому, что, отправляясь на ПМЖ в другую страну, вы на всю жизнь останетесь приезжими. Если вас это не пугает, то стоит попробовать. В конце концов, вернуться обратно в Россию можно всегда.

Версия для печати