В настоящее время угроза «жесткой посадки» экономики Китая стала более явной, чем в начале этого года. Их предложение с точки зрения инвестиций оказалось весьма прибыльным. Однако, в принципе, в долгосрочной перспективе потеря статуса второй по величине мировой экономической державы Китаю не грозит. На самом деле, Китай, вероятнее всего, сможет стать экономической сверхдержавой уже в течение следующего десятилетия. Согласно большинству оценок таких организаций как Всемирный банк и Международный валютный фонд, объем экономики Китая превысит объемы экономики США в течение следующего десятилетия или, в крайнем случае, двух десятилетий. Их национальный доход на душу населения удвоится, что позволит в прошлом бедному Китаю достичь уровня западных государств, когда его средний класс накопит покупательскую силу.
В моей новой книге «Чего хочет Китай» (What China Wants) я пишу о том, что большинство западных аналитических оценок экономики Китая чрезмерно паникерские.
Экономике Китая не грозит крах. Его дорога на пути к статусу супердержавы будет ухабистой и местами даже скалистой, однако основные принципы непрерывной макроэкономической экспансии продолжают работать, и, по большей части, они весьма устойчивы.
Я приведу 10 популярных заблуждений, касающихся Китая.
Миф №1: Народный гнев означает, что власть партии слабеет.
Коммунистическая партия, несмотря на свою тяжелую руку, пользуется доверием широких масс населения. Пока рост экономики не прекратится, граждане Китая будут нехотя поддерживать своих лидеров. Китайский народ стремится к порядку. Стабильность – это платформа, на которой всегда основывается прогресс. В будущем на смену существующему режиму может прийти более сингапурская модель, однако в одном можно быть уверенным: политическую систему Китая будут создавать не по американскому и не по европейскому образцу.
Миф №2: Американский дух индивидуализма пускает корни в Китае.
Поп-культура Китая переживает эпоху бума, и в ее рамках существует целый ряд звезд и направлений антикультуры, начиная с тату-салонов и заканчивая нонконформистскими текстами песен таких исполнителей как Джей Чоу. Самовыражение это не то же самое, что независимость мысли. В отличие от американского общества, китайское общество никогда не праздновало высвобождение индивидуального потенциала. Основной производительной единицей общества все еще остается клан, а не отдельный человек. Стремление к счастью – это подростковые мечты, о которых лучше забыть до того, как в жизни человека появляется семья, ипотека, теща и автомобиль.
Миф №3: У современных китайцев нет никаких убеждений.
Китайское общество вовсе не испытывает муки экзистенциального кризиса. Более того, оно стоит на пороге возрождения тех ценностей, которые отличали его от других. Культурная революция не смогла уничтожить традиционные ценности священности семьи и нации, гармония в обществе до сих пор остается благородной целью развития, антииндивидуализм все еще широко распространен, а исполнение мандата до сих пор определяет скорее успех, чем самореализацию. Новое поколение изменит Китай, и сейчас оно медленно старается достичь гармонии между вечным и «новым» Китаем.
Миф №4: Интернет приведет к революции в Китае.
Интернет меняет Китай и, по большей части, в лучшую сторону, однако «революция» - это слишком сильное слово. Цифровая эра Китая остается, тем не менее, уникальным образом китайской. Пекин создает возможности для самовыражения и материального вознаграждения, однако сохраняет за собой право контролировать общественные дискуссии, как, например, в случае, когда он пригрозил закрыть сервис микроблогов Sina Weibo из-за распространения теорий, касающихся политической драмы, окружающей политика Бо Силая, а позже китайского активиста Ченя Гуанчена. Пользователи интернета, возможно, ворчат, но они пока не готовы открыто высказать свое недовольство.
Миф №5: Китайский рынок очень похож на европейский.
Китай настолько же унифицированное государство, как и США, несмотря на значительные географические и политические различия. Риски, сопровождающие работу распределительных сетей, каналов продаж, розничных сетей и каналов снабжения, остаются колоссальными. Однако именно операционные риски, а вовсе не культурные или политические различия, делают Китай более балканизированной экономикой.
Миф №6: Китайского потребителя невозможно понять.
Женщины хотят соединить новейшие достижения с традиционным женским изяществом, поэтому они предпочитают покупать блестящие ювелирные украшения, но при этом стараются выглядеть довольно скромно. Мужчины хотят доказать, что они всего добились упорным трудом, стараясь при этом не хвастаться, поэтому они предпочтут скорее Audi или BMW, чем Maserati. Как только иностранцы начинаю ценить уникальные характеристики Китая, им становится значительно легче понимать вкусы китайцев.
Миф №7: Китайская модель экономического роста находится в опасности.
В краткосрочной перспективе аварийная посадка не угрожает китайской экономике. В долгосрочной перспективе нынешняя модель также имеет шансы на выживание. И правительство, и население понимают, что сейчас назрела необходимость проведения настоящих реформ. Тем не менее, эти реформы только начинаются, чему долгое время препятствовали догматические страхи левого крыла, которое боялось разочаровать средний класс, поскольку, чтобы государство могло финансировать реструктуризацию и распределение богатства в сельских районах, налоги на доходы среднего класса должны были увеличиться. Однако миру не стоит недооценивать технократический здравый смысл Пекина. Когда время реформ настанет, то на каждом их этапе изменения будут настолько микроскопическими, что иностранцы их вряд ли смогут заметить.
Миф №8: Корпорации Китая уничтожат рабочие места в США.
Пройдет несколько десятилетий, прежде чем китайские корпорации – даже в таких стратегических отраслях промышленности как возобновляемые источники энергии или информационные технологии – смогут вытеснить американские компании на их собственной территории. Этого вообще может не произойти. Китай – это закрытое общество, такими же являются и его корпорации. Стране не хватает динамизма, который необходим для стимуляции новых идей, и умения сотрудничать, которое требуется для того, чтобы извлечь из этих идей прибыль.
Миф №9: Китай станет единственной мировой сверхдержавой.
Китай не вдохновляет умы и сердца, как это делает Америка. Стремление американцев к всеобщему благу трогает сердца. В сравнении с этим Китай выглядит шовинистическим. Его инстинкт, направленный исключительно на защиту своих интересов, изолирует его от остального мира. Китай станет мощной экономической державой - но не культурной и не политической. На этой горе будет несколько тигров, и одним из них останется старина США.
Миф №10: Китай ведет себя агрессивно в военном отношении.
Китай наращивает свой военный потенциал, но он никогда не станет его использовать, чтобы бросить вызов США или вторгнуться на территорию своих соседей. Чтобы получить достоверные данные о нынешнем состоянии вооруженных сил Китая, стоит познакомиться со сводками Пентагона. Однако чтобы убедиться в пацифистском настрое Пекина, нужно Китай посетить. Китайцы ограждают себя от опасности, как от реальной, так и от воображаемой. Эта не та культура, которая призывает к развязыванию войн.
Версия для печати