Русская часть Ольшанского кладбища – особое место. В центре Праги, рядом с древним чешским кладбищем находится русское кладбище, где всё такое родное и так напоминает дореволюционную Россию, несмотря на то, что Успенский храм был построен уже после Гражданской войны. Храм Успения Пресвятой Богородицы, построенный в неорусском стиле вызывает особое ощущение благодати и чувства, что попал в прошлое, в ту, настоящую русскую Россию. И, конечно, в храме не могло не быть иконы Св. Русскому Царю-Мученику Николаю II и всей Августейшей Семье.
На стене храма висит памятная доска со словами: "Вечная память русским, украинцам и представителям других народов Российской империи в 1917 году отвергнувшим коммунистическую утопию и в рядах добровольческой армии отстаивавшим мир от большевицкого террора, и которые в 20-ых годах нашли дом в демократической Чехословацкой республике, а спустя четверть века стали первыми жертвами послевоенного коммунистического оппортунизма, который допустил похищение их в 1945 году в советские тюрьмы и концентрационные лагеря, где погибли или без вести исчезли. И лишь после долгих лет горсточке дозволено было вернуться и умереть к своим семьям домой, в Чехословакию".
Русские люди спасаясь от зверств большевизма, а также остатки Белой армии и казаков, покидая Крым, не оставили Россию, она так и продолжала жить в их сердцах, и русская часть Ольшанского кладбища тому подтверждение.
Собственно, больше всего меня и интересовали захоронения солдат, офицеров, генералов Белой армии и казаков, а также и вся первая волна русской эмиграции.
Экскурсию по русской части кладбища мне провел настоятель Успенского храма в Ольшанах Архимандрит Сергий (Иванников).
- На нашем кладбище героев белого движения почти нет. За исключением братской могилы, мы сейчас к ней подойдём, там лежат воины которые пришли сюда после Лемноса и Галлиполе – лагерей греческих островов, на которых армия генерала Врангеля была эвакуирована. Они сюда когда пришли, то держались здесь компактно такими братствами и когда умирали, то по солдатскому обычаю хоронились в братской могиле.
Вот одна из них – это братская могила голиполийцев, а вторая есть братская могила казаков Лемноса, к сожалению на ней сейчас нет теперь памятника и наша задача восстановить его. Потому как те, кто пришёл сюда, их потомки по меткому выражению одного здешнего последнего эмигранта они просто расказачились, потеряли свою идентичность.
А в чём как раз трагедия русского человека, когда он попадает в эмиграцию, он теряет национальную идентичность уже во втором поколении. Когда мне говорят "ой, как плохо жить в России, я поеду в зарубежье, там поживу и здесь дела буду делать, и останусь русским" - это всё обман, причём заведомый. Русский не может остаться русским без России, поэтому здесь, здесь на этом кладбище, русские ещё лежат, а в храме русских той первой волны эмиграции уже нет, за исключением того старика, что сегодня приходил, он потомок русской эмиграции, но он последний, его дети уже не ходят и русскими себя не считают. Так что вы молодые люди помните об этом, если хотите остаться русскими и чтобы дети и внуки были русскими – живите в России. Русские люди должны жить, растить своё потомство, создавать своё национальное богатство, а так получается как в той сказке Гайдара про Малыша-Кибальчиша "на чужой каравай рта не разевай" и все кто сюда приезжают, приезжают на "чужой каравай" и потом говорят "а почему к нам плохо относятся?", потому, что мы пришли сюда отнять каравай у местных жителей и у них любви таковой и приятия, конечно, от этого не дождёмся. Это вот такое предупреждение для тех, кто заблуждается на счёт того, что "кому вне Руси жить хорошо", придите, мы вам расскажем.
А сейчас, если хотите узнать про тех, кто здесь лежит, можем пройтись по кладбищу. Здесь лежит более 30 генералов. Сколько высших и низших чинов Российской армии, в точности неизвестно, поскольку не проведены такие подсчёты. Мною только выявлено, что 37 генералов Русской Царской Императорской армии, Советских генералов, генералов Чешско-словацкой армии и на некоторых стоят ещё сохранившиеся памятники, на других давно уже нет. Это, к сожалению, неизбежное следствие захоронений за рубежом, они постепенно продаются новым пользователям и исчезают имена тех, кто был похоронен на этом месте.
То есть, даже если был захоронен генерал?
- Даже если был генерал.
Вот такой генерал Гайда, он вначале служил в Царской Императорской Армии, воевал против германцев, потом он был в чехословацком корпусе в Сибири, который называют бело-чехами и командовал им одно время. У него даже тогда было прозвище - "властелин Сибири", поскольку при Колчаке одно время он имел такое влияние во всём Белом движении, что пол Сибири на военном положении, конечно, ему было подчинено. Он захоронен у нас. Чех он конечно наполовину. Судьба у него такая, что на десятерых хватит. Но в конечном итоге он вынужден был вернуться в Чехословакию и здесь, даже, возглавлял чешских фашистов (были и такие). Потом отошёл от всякого политического и военного дела, доживал здесь свой век, был осуждён за коллаборационизм, потом реабилитирован и был похоронен на нашем православном участке кладбища. Он генералом стал в 28 лет, сделал просто сногсшибательную карьеру, кавалер многих орденов, как Российских, так и других государств и вместе с тем – талантливейший человек, но так как-то забыто и бесславно закончил свою жизнь. Могилу до сих пор я установить не могу, поскольку, видимо, в советские времена кому-то другому передана и там стоит памятник другому человеку [*].
Это как пример, как исчезают могилы.
Вот, такой, генерал Омельченко, он тоже служил в Императорской армии, после переворота стал украинским националистом и создавал национальные формирования "сечевиков", но потом, как известно, они потерпели поражение и он вынужден был сюда эмигрировать и здесь похоронен. Где, я, тоже, до сих пор не знаю.
Пройдёмте дальше.
Здесь у нас стоит прекрасный памятник – это генерал Червинка.
Червинка – человек интересный, он служил в Императорской Армии, имел чин генерал-майора. Затем возвратился сюда и здесь принимал участие в становлении новой республики, чехословацкой армии. У него был сын, который также имел чин генерала. Здесь на этом памятнике вся их родословная, весь их род представлен. Они имели прямые родственные связи с многими русскими родами, в частности, здесь, даже, по-русски написано Маргарита Михайловна Червинка, рожд. Путолова, она русская, была замужем за Ярославом Червинка, у них были дети от совместного брака, в том числе здесь лежит умерший младенец.
Вот ему повезло больше. Генерал Червинка, как человек аполитичный, он как-то не подвергался гонениям со стороны режимов, ни тех, ни других, поэтому и памятник у него стоит достойный на этом месте.
А здесь у нас генерал Ходорович, полный генерал от инфантерии. Сыграл определённую роль в Белом движении. Приехал сюда умирать.
Генерал Мацкиевич. К сожалению о нём я не нашёл никаких сведений, кроме вот этой надписи на кресте. Чем он занимался, чем был прославлен и какие годы его жительства - неизвестно, может быть данные есть в каких-то архивах, которые нам недоступны.
А сейчас мы подошли к надгробному камню захоронения власовцев.
На этом камне написано, что "здесь лежит неизвестных только 187 воинов Русской Освободительной Армии, которые погибли или были захвачены в плен и расстреляны в 1945-м году. Среди них два генерала: Боярский и Шаповалов. По приговору суда они были расстреляны, а останки перенесены и похоронены тут.
С ними вместе был майор Карл-Людвиг Оттендорф – немец. Он как раз как инструктор военный состоял на службе в Русской Освободительной Армии и он сдался Красным сам, хотя имел возможность остаться в живых, но он попросил «отпустите молодых людей, я уже старый, возьмите расстреляйте меня вместо них. Он также в числе расстрелянных находится тут.
Этот камень и кресты конечно же были поставлены позднее, после "Бархатной революции", потому что, когда был социализм в Чехии, говорить о власовцах никто не дерзал, это была тема запрещённой.
А сейчас мы плавно переходим тоже к братским захоронениям солдат Белой армии, казаков.
Восновном это были казаки и голиполийское братство.
О том, что здесь были галлиполийцы, как бы так никто и не написал, по причине того, что прямых потомков и прямых каких-то наследников галлиполийского братства в Чехии уже не осталось.
Но на памятнике написано, что это могила воинов Белой армии в начале 20-х годов покинувших Россию и скончавшиеся здесь в Чехии от болезней и ранений полученных во время Гражданской войны.
Здесь же им поставлена небольшая часовенка, на которой написано: "Россия – русским". Это фонд "Русский Мир" в 1993-м году установил такую красивую часовенку в память всех русских, которые вынуждены были уйти и умереть на чужбине.
Что касается других захоронений, то ещё могу указать, что два-три генерала Белой армии и конечно же у нас есть на кладбище генерал Козырь – это генерал Красной армии, освобождавший Чехословакию и погибший здесь. Его захоронение здесь в центре, где более трёхсот могил советских солдат лежит здесь, погибших или умерших здесь в госпиталях, уже после войны. Среди них Козырь – советский генерал.
Так что видите, здесь генералы разных армий: Российской императорской, Белой армии, Красной армии, Русской Освободительной Армии и Чехословацкой – генерал Гайда. Представившихся Богу и не оставивших после себя практически никого.
- Я слышал, что где-то здесь захоронен инженер Ипатьев, в подвале дома которого был убит Государь со всей семьей.
- Его захоронение в крипте Храма. Инженер Ипатьев очень сложная личность. Он же был революционером и сам по себе не поддерживал идеи монархии. Как-то так случилось, что именно в его доме закончились дни последнего русского монарха. К тому времени, когда его дом начали использовать в качестве тюрьмы для членов императорской фамилии, он там уже не жил. Дом он или оставил, либо у него его отобрали екатеринбургские комиссары.
Есть интервью, которое на десятилетие Царской семьи он здесь в Чехии сам его давал, само по себе оно особого интереса не представляет, но интересно, что он говорит, что "да, в моём доме совершено, но я к этому отношения не имею". Его спросили, а может ли так случиться, что кто-то из членов императорской фамилии остался жив? Он ответил: "нет, это исключено". Значит, у него были какие-то связи или достоверные сведения о том, что вся царская семья была расстреляна.
Здесь, вот, могила генерала Долгова. Это донской казачий генерал, он особо не прогремел как казачьего движения, как вождь казаков, но один из них и похоронен здесь.
Самым досточтимым захоронением, которым обладает наш Храм на Ольшанском кладбище, является могила первого премьер-министра Чехословакии Карела Крамаржа и его русской жены Надежды Николаевны - урожд. Хлудова, Абрикосова и в последствии Крамарж. Она оказала большое влияние и на самого Крамаржа и на русскую эмиграцию до 30-х годов. И в строительстве этого храма основная заслуга принадлежит Надежде Николаеве Крамарж и ему самому – Карлу, как говорят, Петровичу. Они и деньги выдали и сбор средств организовали. Поэтому храм и кладбище практически своим существованием обязаны вот этим двум человекам – православной черте Крамаржей. Они захоронены, по достоенству, естественно, в крипте нашего Храма. Сейчас мы подойдём к нему.
Тут же с другой стороны в крипте захоронение белогвардейского генерала Шиллинга. Генерал-губернатор и командующий войсками Новороссии, одновременно принял командование над частью войск Киевской области, отступившей от Киева в Таврию. Бравый генерал, но не сумел организовать эвакуацию Армии из Одессы, когда погибло большое количество солдат, офицеров и донских казаков. Потом уже Врангель эвакуацию из Крыма Белой армии гениально организовал, и как организатор Врангель превосходил. И у них (Врангеля и Шиллинга) всегда были несогласия, всегда был какой-то конфликт. После избрания генерала Врангеля Главнокомандующим, Шиллинг был фактически отстранён. Но это особая тема и тема военных историков.
- А кому эта мозаика?
- Это мама Протоиерея М.Црвчанина, который был генеральным инспектором королевства Сербии и Хорватии по захоронениям сербских солдат на территории бывшей Австро-Венгрии. Он также содействовал в помощи строительства этого храма. Потому, что король Югославии Александр I был заинтересован, что бы останки сербских солдат погибших здесь в лагерях, были захоронены здесь. Он обеспечил 30 000 крон от своего правительства при условии, что проектируемая часовня будет служить и надгробием сербским православным воинам, погибшим во время первой мировой войны и похороненным в Праге. Он также договорился о колоколах для нашего храма.
Здесь за этими символическими дверьми и располагаются останки этих сербских воинов.
Этот храм изначально закладывался на принципах трансславянской взаимности. Идеи-то славянской взаимности вынашивал Крамарж и его жена Надежда Николаевна. Вообще, в отношении Крамаржа, говорят, что он был последним русофилом здесь в Чехословакии. Так это или нет, история покажет. Но у него был такой вот титул. Так он любил Россию и русских и оставаясь при этом патриотом Чехии.
Надо сказать, что по левую сторону от храма вначале идут преимущественно военные, а по правую преимущественно гражданские.
Из 30 с лишним генералов, мы с Вами сколько магил нашли? Но если 5 только. Но, её Козырь лежит на красноармейском кладбище. Все остальные могилы уже потерялись. Это что касается высшего состава, а что говорить о простых людях, казаках и солдатах Белой армии.
А здесь у нас деятели гражданские.
Здесь прямо у храма могила митрополита Дорофея. Будучи русином из Закарпатья он почти 40 лет управлял церковью в Чехословакии. Он обладал таким особым даром любить и соединять славянские народы.
Пройдёмте дальше.
Здесь могила Аверченко. Он как-то особо не прозвучал, хотя некоторые его знают как писателя, как драматурга.
- Мне так он известен как журналист пожалуй главной белогвардейской крымской газеты "Юг России". В то время был очень известным журналистом.
- Родом он из Севастополя, поэтому естественно, с Крымом его связывает многое.
Здесь находится захоронение очень мужественной и интересной женщины - княгини Яшвиль Наталии Григорьевны. Она потеряла мужа и сына в Гражданской войне. Сюда приехала с дочерью. Она тоже очень активно учавствовала в создании этого храма, в его обустройстве. У них не осталось никаких родственников, но мы заботимся и присматриваем за могилой, поскольку имеем долг перед ней, как создательнице этого храма.
Здесь вот лежит Келчевский – сын генерала Келчевского – одного из великих деятелей Белого движения. Он жил и служил здесь в Чехии, в Чехословацкой армии, но уехал помирать почему-то в Герфист, на кладбище Тетелис, там находится, а здесь похоронен его сын. И также здесь находится княгиня Марья Владимировна Яшвиль, по-моему – это сестра Наталии, а вот Татьяна Николаевна Родзянко – это её дочь, она была замужем за сыном последнего председателя Государственной думы (её муж Георгий Михайлович, офицер, погиб в 19 году. – М.Я.), сыгравшим в истории России губительную роль.
- А где здесь могила жены такого довольно противоречивого и сыгравшего тоже роковую роль в истории России – генерала Брусилова?
- Ах, да, Брусилов, "хороший" был генерал, но я не люблю коллаборационистов...
- Я тоже…
- (смеясь) Она, видимо, также не разделила его взгляды и он похоронен в Новодевичьем кладбище в Москве, как заслуженный деятель Красной армии, а она осталась здесь и умерла в Чехии. Могила её находится на военной части кладбища. Она пережила его и умерла как вдова.
Вот, здесь Петрункевич, один из основателей "кадетской" партии в России. Ему даже такое вот посвящение: "Свободы сеятель пустынный, я вышел рано, до звезды…". Вот, они вышли… и привели нас к катастрофе.
А также у нас есть мать и сестра писателя Набокова.
Также Олесь Кандыба – украинский поэт и писатель тут лежит.
Есть у нас и могила священника Михаила Викторовича Васнецова - сына знаменитого русского художника Виктора Васнецова.
* * *
Мы ещё около трёх часов беседовали, о.Сергий (Иванников) рассказывал о истории Успенского храма, а также мы долго беседовали на темы русской истории и о судьбе России и Русского народа, не особо стесняясь в выражениях в отношении предателей Веры, Царя и Отечества. А как же иначе, если сердце болит за Русь и Русский народ.
Архимандрит Сергий (Иванников) показал также могилы советских солдат на Ольшанском кладбище, погибших и умерших позже от ранений при освобождении Чехословакии от немецких захватчиков. Более трёхсот советских солдат похороненно на Ольшанском кладбище, в основном, это умершие от ран уже после полного освобождения Чехословакии. Прямо посередине могил сооружен памятник советскому воину-освободителю. В самом центре могила генерала Козыря Максима Евсеевича. Здесь ежегодно 9 мая происходит церемония возложения цветов в память освободителей Чехии.
Также в окружении могил советских воинов стоит памятник русским офицерам, погибших в 1813-м году. Тут покоятся останки 45 русских офицеров. На памятнике написано: "Памятник Храбрым Российским Офицерам, которые от полученных ими ран в сражении под Дрезденом и Кульмом в августе месяце 1813 года в городе Праге померли. Да пребудет священ ваш прах сей земле. Незабвенны останетесь вы своему Отечеству".
Вечная память всем русским воинам погибшим за Отечество, а также всем русским людям, которые словом и делом трудились в самые тяжёлые времена на благо Родины, Св.Православия, Царя и Русского народа. Низкий вам поклон и бессмертная память!